Небесная мастерская

Новости Тольятти augustnews.ru

В Тольятти есть место, где начинают осваивать азы авиаконструирования будущие мастера в области покорения воздушных пространств.

Федерация авиамодельного спорта и любителей авиации Тольятти существует в Тольятти с 1973 года. Начало было положено при ЖЭКе в первом квартале, где работал спортивный клуб «Альтаир».
Идейным вдохновителем его и создателем была Галина Павловна Подсосонная. Там и был открыт авиамодельный кружок, который позже не раз переезжал на другие места дислокации. Позже на его базе организовали клуб юных техников ВАЗа при профкоме АВТОВАЗа, где уже воротились более серьезные дела. К тольяттинским авиамоделистам приехал мастер спорта по пилотажным моделям из Ставрополья, взял мальчишек в оборот, и тогда начались первые свершения. Команда ездила на всероссийские соревнования, занимала призовые места.

В 1977 году после окончания профессионального училища и службы в армии сюда устроился работать детским тренером по авиамодельному спорту Страхов Владимир Михайлович. И по сей день он является наставником для тех спортсменов от самых юных, до именитых. С ним мы и пообщались о том, в чем преимущества авиамодельного спорта и какие перспективы у его учеников.

Владимир Михайлович провел нас по мастерским федерации, которые находятся в здании средней школы № 78. Комнаты полнятся множеством моделей самолетов во всем их разнообразии, и кажется, еще один самолет ни на одной стене больше не уместится.

Федерация размещается внутри организации детско-юношеского центра «Альянс». Во время учебного года с педагогом работают три группы по 12-15 человек, занятия проводятся два раза в неделю. Те юноши, что постарше, ходят чаще, если имеют такое желание. Набор в группы заявлен с возраста в десять лет, но принимаются к обучению и ребята с восьми. Учатся юноши, но набор открыт и для девочек. Но, по словам Владимира Михайловича, юным школьницам такие увлечения редко приходятся по нраву. Как правило, они довольно быстро теряют интерес к авиамодельному спорту, а вот девушки постарше занимаются им уже более серьезно. «У нас в Самаре Даша Казачкова (у нее папа тоже авиамоделист) очень хорошо выступала. Но сейчас вышла замуж, родила двоих детей и сейчас пока не пилотирует», – вспоминает тренер.

Сейчас перед тольяттинцами федерацией поставлена задача пробиться в юношескую сборную страны. Но за 38 лет стажа Владимиру Михайловичу уже есть чем гордиться. За свою практику он воспитал 6 мастеров спорта, а также несколько кандидатов в мастера спорта. Однако своей главной задачей он все же не ставит обучение профессиональных спортсменов. Основная забота – дать начальную профессиональную ориентацию. Ребята кроме электротехники еще изучают материаловедение. Как ведут себя на земле и в небе древесина, металл, клеи. После обучения в кружке авиамоделирования они знают, как правильно всем этим пользоваться и наверняка уже смогут чем-то помочь дома родителям. Довольно много выпускников поступили в авиационное училище и стали летчиками. Многие ребята поступают в Самарский аэрокосмический университет. Большая часть учеников идут профессионально осваивать инженерное дело. Можно сказать, что данный кружок является своего рода яслями на пути к большой карьере инженера.

Занятия в школе бесплатные, но на первом этапе все равно придется вложиться в инструмент. По словам тренера, большинство родителей в принципе укладываются в сумму 500-600 рублей. Затем уже идут первые пробные занятия по выпиливанию, а если сохраняется интерес, то юноши идут штурмовать призовые места соревнований.

Сегодня существует некоторая проблема в проведении тренировок. Площадка около школы № 78 укоротилась более чем на треть, и теперь приходится для хорошего тренировочного занятия выбираться к площадке у Дворца молодежи на проспекте Степана Разина. Также есть хорошая специальная площадка в Прибрежном, которую вскладчину отремонтировали авиамоделисты области. Там проходят первенство и чемпионат Самарской области по авиамодельному спорту. Сейчас ученики Федерации авиамоделирования Тольятти вместе со своим тренером готовятся к Кубку Поволжья, который пройдет в сентябре.

Интересно:

Есть соревнования по инженерному классу авиамоделирования на достижение максимальной скорости. Там нужно уметь не только управлять, но и настраивать двигатель, форсировать его. Это индивидуальный класс для тех, кто любит поковыряться, подумать, поэкспериментировать. Есть гоночный класс, где участвуют пилот и механик. Соревнования на прохождение десяти километров. При этом у участников ограничен бак, двигатель. Задача пилота – обогнать, а механика – залить бак и подготовить машину к гонке. Есть еще большие красивые модели, так называемые модели-акробаты. Они на соревнованиях выполняют фигуры высшего пилотажа.
Оценивается все как на фигурном катании. За каждую фигуру судьи ставят оценку. А каждая фигура имеет свой коэффициент сложности. Всего существует порядка сорока фигур. Для того чтобы победить в этом классе, нужно очень много тренироваться.

фото: Площадь Свободы

Подпись к фото: Владимир Страхов и его ученики готовятся преодолеть рубеж областных соревнований и уже через два года выступить на чемпионате Европы.

Владимир Сахмеев, “Площадь Свободы”