Не смотрите на провинцию свысока

Новости Тольятти augustnews.ru

Три спектакля за пять дней представила Театральная лаборатория по современной драматургии, завершившаяся в театре «Колесо»

Театральная лаборатория по современной драматургии, придуманная когда-то в Театре наций под управлением Евгения Миронова и поддержанная Министерством культуры России, второй раз подряд выбирает своей площадкой один из тольяттинских театров. В четырнадцатом году первопроходцем оказался Молодежный драматический театр, неделю назад столичных гостей принял театр «Колесо». Ни наши, ни москвичи не побоялись тринадцатого числа. Аккурат тринадцатого июня и началась «депровинциализация» провинциальной труппы и не самого малого города России – Тольятти.

Евгения

Когда я пристала к одному из молодых заезжих режиссеров, Евгения Беркович порадовала журналиста фразой: «Хотя и в Москве провинциальных театров немало». Так мы легко отвоевали право на преодоление штампа «Провинция – отстой». Женя Беркович – одна из троицы режиссеров, приехавших осваивать «Колесо».

Ей тридцать один, и на своем веку она прошла аудитории Питерской академии театрального искусства, окончила Школу-студию МХАТ и несколько лет потрудилась в петербургском ТЮЗе как режиссер-педагог. В «Гоголь-центре» Беркович отметилась работой «Русская красавица» по роману Виктора Ерофеева и «Мариной» по пьесе Любы Стрижак». Неплохо, если посчитать все молодые работы молодого режиссера. Такой у них теперь ритм: много работать, многого хотеть и не смотреть на провинцию свысока.

Кстати, Женя уже ставила одного из известных тольяттинских драматургов – пьесу Вадима Леванова «Геронтофобия». Никаких фобий у Беркович не возникло, и она сказала, что ей интересно работать в проекте, несмотря на то что успеть поставить спектакль за пять дней (столько длится лаборатория) по определению невозможно: «Уж точно не успеем. Дня точно не хватит».

Елизавета

Елизавета Бондарь – музыкальный режиссер, но в Тольятти будет ставить драму. Ей это тоже нравится. И с нашими, местными, общий язык удалось найти. А как не найти, если за ее юными плечами уже работа главрежем в одном из провинциальных театров закрытого городка России. В связи с этим своим личным опытом главного в труппе Лизавета желает всем театрам очень умных директоров. Ей виднее.
«Кажется, такая история: ты приехал и думаешь, что все про спектакль уже придумал. Но ты встречаешься с живыми людьми, разговариваешь с ними, видишь их глаза и понимаешь, что все твои придумки ничего не стоят. Ты вдруг осознаешь, про что в Тольятти ты должен это сделать. Но репетировать очень интересно», – делится эмоциями Елизавета.

Георгий

Георгию Цнобиладзе как раз и повезло работать со старшими актерами «Колеса», и похоже, он очень доволен этим выбором. А что касается пьесы, то, как его коллеги, Георгий, похоже, очень доволен выбором театра: « Это инсценировка по очень хорошему рассказу Зингера «Поздняя любовь». Рассказ потрясающий. Пьеса хорошая. Я ее знал давно. Но мы читаем ее здесь вместе, и все постепенно все больше и больше влюбляемся в эту пьесу. Мы очень комфортно существуем. Пытаемся понять, про что мы играем. Незаметно возникнет какая-то форма, жанр. Но она возникнет незаметно. Я не скажу: вот здесь мы все висим на веревках, а ты кричишь или шепчешь, мы пытаемся понять, что происходит. И что-то мне это так нравится, что мне сейчас больше ни до чего. Артисты хорошие. Главное, умные. В лаборатории всегда есть вызов. Есть разные труппы. Есть труппы конфликтные. Есть сложные, есть те, что не умеют работать. И ты всегда ждешь, что будет какое-то сопротивление. Здесь сопротивления нет. Никто не ругается. Никто не говорит: «Зачем мне это надо? Зачем этот текст? Неужели он вам нравится? Зачем спектакль за четыре дня». Это не значит, что так бывает всегда. Это жизнь».

Спектакли

Вся труппа трудится в эту неделю в сумасшедшем режиме. То есть все у них, конечно, по уму, но напряг страшный. Мастер-классы по сценическому движению и речи, освоение нового драматургического текста, репетиции, погружение в профессию под руководством раскрученных молодых театральных звезд. В итоге будет уже не «читка», а спектакль. И если повезет, он сможет войти в репертуар театра. А это интересно. Потому что все москвичи в один голос твердили, что, может быть, театр никогда без лабораторной программы и не взялся бы за подобные пьесы. Риск, эксперимент, желание сделать что-то новое.

Пьесы современных авторов – возможность сказать свое я и для актеров. И для режиссеров. Елизавета Бондарь работает с пьесой «Анна в тропиках» Нило Круз. Евгения Беркович ставит эскиз спектакля «Отрочество» по Ярославу Пулинович, а по первоисточнику – по самому Толстому. Есть и третья пьеса, которую играют самые опытные актеры «Колеса». Как говорит столичный режиссер, с молодыми работать легко, но со взрослыми интереснее работать. Потому что они умнее, профессиональнее, они больше могут. А отдача есть у всех поколений труппы «Колеса». Во всяком случае, гости довольны.

Пьесу выбирает сам театр. Выбирает из большого пакета предложенных Театром наций. Театр, в который приезжают «лаборанты», обычно стремится выбрать что-то нетипичное для своего репертуара, попробовать себя в авангарде. А режиссер приходит к выбранной пьесе уже по решению Театра наций.

Старые знакомцы

Арт-директор лаборатории Олег Лоевкий уже не впервые в нашем городе. Да и Елене Носовой, куратору проекта Театра наций, в нашем городе многое понятно и известно. Например, что почти у каждого тольяттинского театра своя особенная зрительская аудитория. И расстояние между районами и театрами играет в этом роль, и театры приручили «своих».
С Марией Гарсиа Солано мы тоже знакомы еще с четырнадцатого. Она ставит речь и в школе-студии МХАТ, и здесь, в Тольятти. Сегодня в «Колесе». В команде – театральный критик Анна Банасюквич.

Куратор проекта Елена Носова уверена, что такие лабораторные работы очень эффективны: «Конечно, это некий стресс для актеров, но мы видим в конце настоящий спектакль. После показа у нас будет обсуждение. Будет разговор со зрителем, у всех нас свои задачи».

Лаборатория дает яркие творческие выхлопы. Только что завершился фестиваль в Вольске, где показывались спектакли, впервые опробованные на сцене выездных творческих лабораторий. Победил театр из Минусинска. Театр наших земляков из Новокуйбышевска «Грань» стал победителем в номинации «Малые формы» и показал там один из лучших спектаклей фестиваля.

Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»

фото: Площадь Свободы