Не продвигать, а раскачивать

Новости Тольятти augustnews.ru

Тольяттинский Волга-Игорка Екатерины Ярославцевой — сувенирный конкурент традиционной матрешке.

Теперь Екатерину многие знакомые так и называют: Катя — Volga-Игорка. А она не против. Иногда ей это даже льстит, потому что проект с одноименным названием принес ей Гран-при Всероссийского конкурса в Ярославле в номинации «Городской сувенир». И городов в России немало, и заявок на победу было больше 1300, а тольяттинский «счастливый волжанин» взял, да и качнул ситуацию в пользу своего региона. Да так качнул, что до главного приза «докачался».

— Катя, вы дизайнер?

— Ошибаетесь. Я педагог-психолог, закончила ТГУ по этой специальности. Потом еще одно образование — дефектолог, преподаватель коррекционной педагогики. Работала с детьми с нарушением зрения. Потом — диплом менеджера в образовании и работа в университете и еще в одном коммерческом вузе. Повышали квалификацию дошкольных работников. И один из предметов, в котором они совершенствовались, — краелюбие. Скорее всего, если бы не было этого предмета, который свел меня с Юрием Константиновичем Ращевским, если бы не вся та образовательная вертикаль, которую я прошла, я бы, наверное, никогда и не прикоснулась бы к такому проекту, как «Volga-Игорка». Потому что, имея опыт работы с детьми, я увидела, чего нам не хватает.

— Чего же?

— Патриотичности. Хотя у меня не было цели создать какой-то патриотичный проект. Он пришел сам по себе. Однажды в тольяттинском музее матрешек я увидела очень интересную модель — барышню, качающую ребенка на руках. И подумала: какой интересный образ. Я так прониклась к ней: как все просто! Для меня великое — в малом. А потом взяла в руки не расписанную художником деревянную «голышку», увидела в этой форме речную волну, горы, качельку, качалку, лошадку… Да вот же оно: в такой простой форме сконцентрированы все символы нашего города. И самое первое ощущение: у наших детей должна быть своя особенная, тольяттинская игрушка.

Мы часто мыслим стереотипами. Мы любим матрешку, нас к этому приучили. Но я не буду покупать в Петербурге ни матрешку, ни валенки или павловопосадский платок. Потому что я из России. Это иностранцу вся Россия — валенки да шапки. А нам нужна региональная, наша, особенная игрушка. Я вот рассказываю детям: посмотрите, здесь Волга схитрила, слукавила и сделала такую излучину. Потому и Лука Самарская. И здесь образовались Жигулевские горы. На обороте сувенира — карта излучины, а набор из четырех-пяти игорок складывается, как пазлы, тоже смыкаясь в Луку. В Волга-Игорке, в ее форме — наши символы — Волга и горы, отсюда и название. Я ничего не придумывала, не изобретала велосипед.

Потом я стала разыскивать художницу, которая сделала ту самую барышню с ребенком на руках. Ею, к моей великой радости, оказалась Валентина Ярных из Жигулевска. Игрушку сделали жигулевские умельцы, и значит, матрешка действительно наша. Но жигулевские художники говорили о ней просто: колокольчик, срез неваляшки. И они даже не очень охотно рисовали по этой форме. Расписывать ложки или обычных матрешек привычнее, их и покупают традиционно. Над новой формой нужно было еще подумать. И я попросила Валентину нарисовать на этой форме разные образы: самарскую снегурочку, Самарскую Луку, волжскую барышню, все, что связано с нами и нашими местами.

— Валентина вас услышала?

— Услышала и сделала первые великолепные рисунки. Но судьба распорядилась таким образом, что скоро она очень тяжело заболела и ее не стало. Мне не хотелось отступать от этой темы, не хотелось потерять идею. Я понимала, что за этой формой — большое будущее. Поэтому искала не просто единомышленников, а профессионалов в этой области. В итоге я нашла великолепного дизайнера Ольгу Веретенникову, вместе с которой мы разработали концепцию, философию сувенира. И 20 мая прошлого года на форуме бизнеса в Тольятти я должна была представлять этот проект впервые. И оказалось, что 20 мая — это официальный праздник — день рождения Волги. И мой день рождения тоже. Это было для меня символично.

— Катя, с чем вы пришли из педагогики в новую для вас индустрию? Вы пришли продавать, продвигать идею, дарить людям образ или менять ситуацию на сувенирном рынке?

— И первое, и второе, и пятое, и десятое…

— Тогда о пятом и десятом подробнее.

— Наш проект — не просто сувенир. Это проект-коммуникация. Нас что-то должно объединять. Нас разъединяют статусы, профессии, возраст, а объединяет уж точно всех территория. Общая и уникальная. Люди должны увезти из города эмоцию.
Как раз в то время в Тольятти проходил конкурс «Тольяттинский сувенир», и я подала на него заявку. В то время уже были люди, их были единицы, которые готовы были купить такую игрушку. Я заняла третье место, и так попала на Всероссийский конкурс в ноябре минувшего года. И там наш Волга-Игорка взял свой Гран-при. Но в городе сувенира еще не было. Его не ждали, как шестой айпад, например. И когда я говорила о нем, все спрашивали: а что это такое, а потом присоединялись к ассоциативному ряду и придумывали свою историю о том, кем мог бы быть Волга-Игорка. По сути, они увидели себя в этой форме.

Конечно, Игорка — не высокохудожественная продукция. Дорогой высокохудожественный сувенир я могу позволить купить себе для мамы, для бабушки, для близких. А сувенир вообще — это то, что могу привезти своим двадцати пяти друзьям.

— Но что-то высокохудожественное крайне редко ассоциируется со словом «сувенир». Все-таки это массовка. Это широкая презентация места события, предприятия, чего-то еще. Недорогая покупка, одним словом.

— Да, но художники берут за свою работу высокую плату. А моей задачей было довести сувенир до того, чтобы его расписывал не человек, а станок.

— И тем удешевить его производство?

— Да. И у меня это получилось. Вот все эти линейки Игорки расписаны уже станком. И есть производство, оборудование которого позволяет быстро и качественно выпиливать нужную нам форму под роспись.

— То есть для создания сувенира постоянно нужны не только интеллектуальные вложения…

— Да и я с чистой совестью открою вам секрет: весь проект осуществлялся из моего личного бюджета. И если бы я не могла себе в тот момент это позволить, он бы просто не состоялся. Хотя я продвигала и «продавала» территорию как продукт, и продвигала имидж Тольятти, ни копейки из городского бюджета на создание этой продукции не взяла. Но информационную поддержку мы получили большую.

— Следующий этап — вывести счастливого волжанина на сувенирный рынок, наполненный китайской продукцией?

— Да. Монетизировать проект. Наш Игорка — не первый аутентичнй сувенир в Тольятти. Но кому— то не хватило поддержки, кому-то мотивации, кому-то — желания преодолеть трудности. Сувенир нужен не только туриндустрии. Нужно говорить о культуре, спорте, образовании, о многих других направлениях. Почему бы спортсмен, приехавший в Тольятти на соревнование, не увез от нас кубок в форме Волга-Игорки, а дети не получили бы такую игрушку? Сейчас сувенир деревянный, но ведь он может быть любым — из пластика, керамики, теста… Почему бы не сделать следующей линейкой сладкую продукцию? Привлекая производителей из других сфер, мы будем стимулировать появление новых рабочих мест, в том числе для людей с ограниченными возможностями, а все налоги от продаж будут оставаться в городе.

— Можно говорить о серьезном продвижении волжанина к туристу, гостю города, к участникам фестивалей событийного туризма?

Мы наш сувенир не продвигаем, мы его раскачиваем.

— Насколько я знаю, вы запатентовали форму сувенира.

— Да, он на стадии патентования. И уже подтверждена его патентоспособность. А вот буквально вчера я получила подтверждение авторских прав на эту идею. И сто сувениров уже показали себя во Франции с делегацией из нашего города. Это был первый коммерческий заказ, и приятно, что его сделала мэрия. Значит, городу важен и понятен этот проект.

— Но нужны и заказы?

— Нам никто не запрещает продавать свою продукцию, но без поддержки нам не выжить. У нас в городе — превосходные ремесленники, отличные дизайнеры, яркие художники. Но, как вчера мне сказали коллеги: бесплатно работать тягостно, гораздо веселее — за деньги.

Цитата:

«Уже был Гран-при Всероссийского конкурса, а в городе сувенира еще не было. Его не ждали, как шестой айпад. Все спрашивали: а что это такое, а потом присоединялись к ассоциативному ряду и придумывали свою историю о том, кем мог бы быть Волга-Игорка».

Привлекая производителей из других сфер, мы будем стимулировать появление новых рабочих мест, в том числе для людей с ограниченными возможностями, а все налоги от продаж будут оставаться в городе.

«Сувенир вообще — это то, что могу привезти своим двадцати пяти друзьям».

Волга-Игорка — новый дружелюбный бренд Тольятти

Сувенир презентован на форумах «Тольятти — город будущего» и «Фестиваль культур», был спонсором на благотворительном спектакле Фонда Тольятти.

Стал лучшим из 1300 проектов на Всероссийском конкурсе сувенирной продукции в Ярославле.

Наталья Харитонова, Площадь СВОБОДЫ

фото: Площадь СВОБОДЫ