Не прочитывать, но читать и перечитывать

Новости Тольятти augustnews.ru

Публикуем вторую часть интервью с руководителем центра чтения Самарской областной универсальной научной библиотеки

Начало: ЗДЕСЬ

– Кого вы особенно выделяете среди самарских поэтов, которые пишут на тему Великой Отечественной войны?

– Мы очень дружили с Михаилом Анищенко. Хотели организовать его творческий вечер. Он так мечтал вырваться из своей Шелехмети… Не срослось – не дожил.

– Если бы у вас была возможность спасти из горящей библиотеки только одну книгу, какую бы вы выбрали?

– Надо было бы спасать что-то из фонда редкой книги, но я этот фонд знаю не очень хорошо. В нем в основном представлены какие-либо исторические книги, редкие документы. И, по-хорошему, оттуда надо будет унести все, если вдруг что, не дай Бог. А вот если выбирать что-то одно… нет, пусть лучше уж тогда сразу все сгорит, чтобы никому обидно не было.

– Библиотека продвигает самарских авторов?

– Конечно. У нас есть совместный проект с Союзом писателей – «Народная библиотека Самарской губернии», в рамках него книги самарских авторов и выходят.

У нас есть поэтическая мастерская Евгения Чепурных. И не так давно ее участники (в основном, это пишущие пенсионеры) очень приятно удивили меня тем, что через три года занятий они, наконец-то, стали писать хорошо. Вот что значит труд. В этом году я даже хочу издать сборник лучших стихов этой поэтической мастерской.

– Что вы можете сказать о своей личной библиотеке – из каких книг она состоит?

– У меня очень много личных книг. И в моей квартире, и дома у моих родителей, и муж недавно привез много изданий русской классики – мне как раз ее не хватало. Есть отдельные стеллажи с зарубежной литературой, с научной – я тяготею к естественным наукам. Мой муж любит читать книги по истории, ему нравится современная эксклюзивная поэзия. Когда мы с ним путешествуем, то обязательно заходим в книжные магазины, ищем какие-нибудь редкие экземпляры.

– Как родители прививали вам любовь к чтению?

– Мне в детстве книги читала бабушка: русские народные сказки, стихи Жуковского. Папа читал мне Чиполино. Помню, что часто во время болезней я читала сама: не хотелось никого лишний раз отрывать от дел. По книге в день успевала прочитывать. Лежишь, болеешь – что еще делать? Как-то раз во время очередной простуды я прочитала за один день «Два капитана» Вениамина Каверина. Это потрясающий автор.

– Какие книги вы бы читали своим детям?

– «Волшебника Земноморья» Урсулы Ле Гуин или «Маугли», вообще «Книгу джунглей» – она мне очень нравится. Мой любимый детский автор – Астрид Линдгрен. Я прочитала все ее произведения. Она фантастическая.

– Как вы думаете, какая книга, прочитанная в детстве, юношестве повлияла на вас больше всего?

– Джеймс Крюс «Тим Тайлер, или Проданный смех». Она у меня стоит на видном месте, и я всех заставляю ее читать. Оказывается, не все ее знают, и это для меня всегда очень неожиданно обнаруживать.

– Почему она вам нравится, чем она так важна для вас?

– На первый взгляд, книга кажется простой, но на самом деле, она очень глубокая, в ней есть «двойное дно». Я прочитала ее, когда мне было лет 10-11, и с тех пор она моя самая любимая. И иллюстрации в ней мне всегда нравились: очень точные. Иллюстрации, по-моему, всегда очень важны в книгах. Я много раз ее перечитывала.

Кстати, я за то, чтобы одну и ту же книгу читать несколько раз через некоторые промежутки времени. Еще Плиний Младший говорил: «Книги надо не прочитывать, но читать и перечитывать». Я периодически перечитываю «Мастера и Маргариту» и, что удивительно, каждый раз открываю для себя что-то новое. Практически наизусть знаю «Записки юного врача» – мне вообще Булгаков очень нравится. «Степь» Чехова люблю перечитывать. Наверное, у каждого человека должна быть своя группа книг, которую он должен читать снова и снова, каждый раз открывая для себя все новые и новые смыслы.

– Как изменились ваши вкусы с детских лет до настоящего времени?

– Сложно сказать. Сами по себе они вряд ли могут взять и измениться; это человек должен измениться, скорее всего, под влиянием кого-то. У меня часто появляются новые знакомства. Как правило, это люди интеллигентные, начитанные; они мне что-то рекомендуют, и я читаю эти книги. Сейчас читаю одного современного немецкого автора – философский детектив. Мне очень нравится, хочу углубиться в немецкую литературу.

Вкус, на самом деле, не меняется, он расширяется. Я считаю, не надо читать только художественную литературу. Нужно читать все. В советское время были очень распространены научно-популярные журналы. Сейчас существуют прекрасные издания такого типа – Geo, National Geographic. «Кот Шрёдингера» недавно появился. Но в основном все эти журналы читаются в сети, а не покупаются. Люди перестали интересоваться наукой, а изучать ее очень полезно, хотя бы для общего развития. У меня есть знакомая: она читает исключительно британских авторов, и больше ее практически никто не интересует. Это неправильно. Надо быть многогранной личностью.

– А сами что из периодики читаете?

– Журнал «Культура», в основном.

– Из самых последних новинок литературы что-нибудь читали?

– Нет, еще не дошла до них. Сейчас книги выходят огромными
тиражами. Рынок перенасыщен. Печатается очень много всего. У меня еще новинки за 13-й год не все прочитаны.

– Если бы вы оказались на необитаемом острове, какую книгу с собой взяли?

– Уж точно не художественную литературу. Когда находишься в каких-либо экстремальных условиях, не до высоких материй. Я бы взяла какой-нибудь медицинский справочник или книгу «Как построить лодку».

– Как вы думаете, какую книгу должен прочитать каждый?

– Сложный вопрос. Кому-то – «Маленький принц», кому то – «Триумфальная арка», кому-то – «451 градус по Фаренгейту». Или «Вино из одуванчиков». А, может, кому-то подошла бы чеховская «Степь».

– А как вы думаете, насколько целесообразны списки а ля «100 лучших книг по версии…»?

– Все эти списки более-менее похожи. Есть список книг Бродского, например, – он достаточно объемный. Отличные произведения рекомендует – почему бы и нет?

– Как часто вы рекомендуете книги своим знакомым? Сами читаете по рекомендации?

– Всегда. У меня очень начитанный круг общения. Мы все время обмениваемся книгами, впечатлениями, у нас свой такой «буккроссинг».

– Как пробудить интерес к чтению у маленького ребенка? У подростка? У взрослого человека?

– Маленьких детей привлечь к чтению очень просто – достаточно читать ему каждый день хотя бы по 20 минут. И потом с вероятностью в 99% ребенок будет дочитывать книгу сам, когда вы уйдете.

Что касается подростков, здесь уже сложнее. В последнее время появилось очень много скандинавских авторов, которые пишут про тяжелую жизнь тинэйджеров. Вспоминаются книги «35 кило надежды» Анны Гавальды, «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева – их можно и нужно читать старшеклассникам. Подросткам следует читать о подростках – так они будут легче переживать трудности переходного возраста. Или же им можно уходить в мир фантастики, позволять себе хотя бы иногда отрываться от реальности.

Взрослым людям прививать любовь к чтению непросто. Для этого нужен индивидуальный подход, универсальных рецептов здесь нет и быть не может. Взрослые, к сожалению, самая не читающая группа. У работающего человека всегда проблемы со временем, ему попросту некогда читать.

– Вы, без сомнений, в курсе литературной ситуации у нас в Самаре. Какие наши поэты, прозаики, по вашему мнению, наиболее яркие и перспективные?

– Насчет популярности в контексте Самары говорить сложно. Для меня было открытием, что наш самарский автор Дмитрий Агалаков очень популярен в Москве. Он написал несколько книг о людях, которые много сделали для Самары: губернаторе Гроте, Алабине, меценате Головкине… Это всегда будет интересно и востребовано, поскольку это наша история.

Один из лучших поэтов нашей области – это, бесспорно, Евгений Чепурных. Из молодых авторов могу выделить, наверное, Ирину Мишутину – она давно выступает, многие ее любят. Мне нравятся стихи Андрея Савкина. А еще то, как пишут Константин Пищулин, Леонид Немцев.

– А вы сами продолжаете писать стихи?

– Да, я пишу.

– О чем?

– Сложно сказать. Мой самый любимый поэт – чилиец Пабло Неруда. Мне кажется, что все, что я пишу, как-то созвучно с его творчеством, с его мировоззрением. Я никогда не пишу о личном, никаких «слезливых штук», и всегда настаивала, чтобы другие тоже этим не занимались. Но при этом я с ними не выступаю – не люблю.

У меня готовится к изданию личный сборник стихов, который будет некой формой графической поэзии; там представлены и мои рисунки. В этой книге слово и графика слиты в едином организме. На самом деле, этот сборник я готовлю уже не первый год. Произведения в нем будут, по возможности, нерифмованные – белые тексты.

– А что насчет прозы? Хотели бы вы написать, например, роман?

– Да. Надеюсь, моя книга когда-нибудь увидит свет. На самом деле, я ее уже начала: это будет цикл наблюдательных рассказов, которые объединены единой концепцией.

– Продолжите фразу: «Чтение – это…»?

– Это жизнь. Жизнь в ее очень интересном проявлении. Без чтения можно легко обойтись, но стоит ли лишать себя этого удовольствия, этой возможности стать умнее, добрее, лучше?..

фото: Самарские известия

Александра Синева, “Самарские известия”