Не предлагайте гостям тапочки

врач тольяттинского кожно-венерологического диспансера
фото: Площадь Свободы

Венерическая заболеваемость снизилась в Тольятти в десятки раз по сравнению с 90-ми годами.

Об этом рассказал главный врач тольяттинского кожно-венерологического диспансера (ГБУЗ СО ТКВД) Юрий Певзнер. Информационным поводом для встречи с Юрием Самуиловичем стало недавнее предложение Минпромторга ограничить поставки иностранных медицинских изделий, в том числе презервативов, антисептиков, бинтов, осуществляемых в рамках госзакупок. Точнее – комментарий помощника главы правительства РФ, бывшего главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко: «Резинотехнические изделия (презервативы) никакого отношения к здоровью не имеют, это просто заставит быть более дисциплинированным, более строгим и разборчивым в выборе партнеров, а может быть, окажет какую-то услугу нашему обществу в плане решения демографических проблем», – заявил Геннадий Григорьевич.
Засомневавшись в таком радикальном заявлении, я спросила у Юрия Самуиловича как у президента ассоциации врачей городского округа в Тольятти:

– Неужели действительно презервативы не имеют отношения к здоровью?

– Конечно, имеют. Причем на рынок не надо поставлять ни американских, ни европейских резинотехнических изделий, наши совершенно спокойно их заменят. Не думаю, что не сможем при современных технологиях обеспечить качество – вон какие космические корабли запускаем… Презерватив – изделие важное и нужное для сексуально активных молодых людей. Они и от беременности предохраняют, и от инфекций, передающихся половым путем. Чего бы про презервативы ни говорили, правильное их использование – это гарантия.

– А о российских антибиотиках, антисептиках что можете сказать?

– Недалеко от нас находится Жигулевская фармацевтическая фабрика, выпускающая препараты, которые мы используем при лечении. Например, их системные антимикотики не уступают западным препаратам. Я был на этой фабрике. По имеющейся у меня информации, Жигулевская фабрика – одна из девяти в России, которые соответствуют всем стандартам GMP. Я однозначно за импортозамещение при соблюдении соотношения цена-качество. Если видим, что препарат работает, он должен приветствоваться в медицинской среде.

Возьмем хотя бы наш старый добрый российский пенициллин. Он используется со времен Великой Отечественной войны и не уступает ни одному зарубежному аналогу. Если говорить о венерических заболеваниях, в частности о сифилисе, мы лечили его за последние годы разными импортными препаратами: экстенциллином, роцефином, пенадуром. С полной ответственностью могу сказать: наш пенициллин лучше. Этим препаратом мы много лет гарантированно лечим от сифилиса беременных женщин. А это наиболее значимая и уязвимая категория населения, так как есть риск заражения ребенка. Многолетний опыт свидетельствует, что после лечения пенициллином дети рождаются здоровыми, и в свою очередь тоже обзаводятся потомством, ни одного случая болезни у нескольких поколений не зарегистрировано. А это тысячи людей!

– Какова статистика венерических заболеваний по сравнению с 90-ми годами? Тогда, судя по мнению специалистов, ситуация была ужасная.

– Эффективность нашей работы оценивается по заболеваемости сифилисом, гонореей, трихомониазом, а также заразными кожными заболеваниями. Сейчас количество заболевших исчисляется десятками в год, а в 90-х – тысячи были. Ситуация улучшилась не только благодаря пенициллину, работала вся медицинская сеть страны, причем самыми жесткими методами. Мы привлекали людей к уголовной ответственности. Порядка 30 уголовных дел в год возбуждались и оканчивались приговором за умышленное заражение венерическими заболеваниями. Сейчас народ стал более грамотным, думаю, регулярное использование презервативов, спреев тоже сыграло положительную роль.

– А спреи отечественные тоже есть?

– Естественно, например, хлоргексидин, миромистин.

– Приезжающих сегодня в Россию на заработки соседей из зарубежья как-то обследуют?

– Да, причем каждого. Есть постановление правительства Самарской области, министерства здравоохранения, по которому последние годы обследование иностранных граждан уполномочены проводить четыре государственных учреждения: противотуберкулезный, наркологический, кожно-венерологический диспансеры и ВИЧ-центр Тольятти. Каждое учреждение выдает свою справку о наличии либо отсутствии заболевания. Больные иностранцы сюда не попадут, их либо депортируют, либо вылечат, если это возможно. До 2015 года на рынке присутствовали частные организации, как они работали – большой вопрос. Сегодня венерическим заболеваниям заслон поставлен хороший: вся государственная медицина страны на это работает: гинекологи, урологи и другие врачи. Каждый пациент, поступивший на стационарное лечение, обязательно обследуется на ВИЧ, сифилис; государство тратит на это большие деньги, отсюда и хороший результат, сегодня больных по пальцам считаем.

– И даже сезонных всплесков венерических заболеваний нет, например, после окончания сезона летних отпусков?

– Нет, они прослеживались раньше, когда больных было много. Каждый месяц, квартал, год мы сдаем отчет по заболеваемости, где и что выявили. Нужно не просто выявить болезнь, но еще и противоэпидемическую работу провести, чем частнопрактикующие врачи не занимаются, не имея возможности.

– А как дерматологи относятся к загару, в том числе – к популярным сегодня соляриям?

– Наш профессор, зав. кафедрой кожных венерических болезней Самарского государственного медицинского университета Евгений Владимирович Орлов говорит: «Надо везде повесить лозунг: «Солнце – враг здоровья». Загар, конечно, хорошо смотрится на здоровой молодой коже, но вред организму наносит непоправимый, в том числе – и в соляриях. Люди загорают до ожогов, до аллергической реакции. На самом деле вполне достаточно тех солнечных лучей, которые мы получаем, просто выходя летом на улицу. Даже в одежде!

– Сейчас многие покупают шампуни для лошадей чуть ли не в зоомагазине и пользуются им. Как вы к этому относитесь?

– Не надо валять дурака! Давайте тогда корм кошачий есть, собачьи консервы. Наверное, после употребления не умрешь, но все-таки эти продукты рассчитаны на животных. Вспомните Малахова Геннадия с уринотерапией – по-моему, его методы лечения – чистая профанация…

– Что можете сказать про родинки?

– Мы те специалисты, к которым наиболее часто обращаются с этой проблемой. У нас очень тесный контакт с онкологической службой, даже «Неделю меланомы» проводим – ежегодную акцию, направленную на профилактику самой злокачественной опухоли кожи. Людям с родинками, напомню, категорически запрещено загорать, они играют со смертью, чего делать не стоит.

– И последний вопрос: можно ли заразиться грибком на пляже? Есть ли сезонные риски заражения?

– Можно, хотя солнце, горячий песок губительно на грибки действует. Гораздо реальней заразиться грибком в общественной бане, в бассейне. Считаю, что самый распространенный способ – в гостях. Оказывая уважение, люди предлагают своим гостям тапочки. Не надо этого делать! Второй момент риска наступает в осенне-зимний период, когда после похолодания начинаем носить теплую обувь. Ноги потеют, происходит обострение уже имевшихся грибковых заболеваний. И тут очень важна личная гигиена, в том числе – и при наличии заболевания.

Цитата:
Юрий Певзнер, главный врач тольяттинского кожно-венерологического диспансера (ГБУЗ СО ТКВД):
– Я отработал в КВД не один десяток лет, и опыт показывает: прослеживается волнообразность заболеваемости инфекциями, которые передаются половым путем. Каждые пять лет наблюдался спад, а потом – рост. Минимальная заболеваемость продолжается вот уже 10 лет, сейчас, правда, отмечается небольшой рост, который, возможно, связан с притоком иностранцев из южных регионов бывшего Советского Союза. Исчисляются прибывшие тысячами, среди прочих болезней привозят с собой инфекции, передающиеся половым путем.

врач тольяттинского кожно-венерологического диспансера
фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”