Нашел кредитную карточку

Новости Тольятти augustnews.ru

На раскрытие этого должностного преступления не потребовались годы, что внушает сдержанный оптимизм: не всё у нас коррумпировано. Чтобы понять случившееся, обратимся к показаниям Семена Архипова (фамилия изменена), который стал обвиняемым по одному делу и свидетелем по другому.

– В мае прошлого года я нашел кредитную карточку и по ней через интернет купил себе айфон. Месяца через два меня вызвали в отдел полиции № 23. В Комсомольский район я приехал 8 августа. Там меня опросил оперуполномоченный уголовного розыска Тохтин. Капитан сказал, что телефон приобретен незаконно и мои действия квалифицируются как мошенничество. Еще он уточнил, что если дело будет квалифицироваться по части второй статьи 158 УК РФ, то меня, возможно, посадят. Я не сразу сообразил, что статья 158 означает кражу, а не мошенничество, зато понял, что часть вторая подразумевает значительный ущерб. То есть свыше 5 000 рублей. А я телефон купил за 20 тысяч. В такую ситуацию я попал впервые, и оперуполномоченный это понял…

Читателей, конечно, интересует, как собирался «облагодетельствовать» офицер полиции. Во-первых, предложил Архипову написать, что тот нашел кредитную карточку в Комсомольском районе, а не в Автозаводском. Это надо было сделать для того, чтобы материалы остались у Тохтина. Во-вторых, пообещал дело переквалифицировать со второй на первую часть, а потом прекратить.

– Тохтин вывел меня из кабинета, переговорил о чем-то с напарником, потом завел. Я согласился с его предложением, но тут же спросил, какой у него интерес, ведь просто так никто ничего делать не будет. Капитан взял листок и написал цифру 30. Я сказал, что насчет денег надо поговорить с дядей. Тохтин, понимающе кивнув, отпустил меня до утра, – рассказал Архипов.

Утром Семен приехал в тольяттинскую службу ФСБ, где написал официальное заявление. Почему такой неожиданный поворот?

– У меня не было денег, – ответил он.

При всех нюансах поступил Архипов правильно, потому что в тот же день капитан позвонил ему и сказал, что нужно еще 20 тысяч рублей. Есть несколько фонограмм телефонных разговоров Тохтина с «клиентом». То оперуполномоченный не может определиться с материалом проверки, нужны объяснения Архипова про то, как он снимал деньги с кредитной карты в Комсомольском районе. То сообщает, что преступление по первой части расследуется за один месяц, затем дело уходит в суд, где претензий никто друг к другу не имеет.

Соответственно, дело прекращается, но для этого и нужно возместить ущерб в 20 тысяч. Если же дело расследуется по второй части, то надо всех допрашивать, а это дополнительная опасность. Плюс следствие ведется два месяца.

То информирует Архипова, что остался один-единственный вариант – сделать сразу отказной материал на свой страх и риск. Тогда суда не будет, но для этого нужно заплатить уже 55 тысяч.

Архипов, проинструктированный сотрудниками ФСБ, слушал, уточнял детали и соглашался с предложенным вариантом. На встречу с Тохтиным он поехал со спецсредствами и купюрами, чьи серии и номера были до этого переписаны. Встреча состоялась на территории медгородка. Я обратил внимание, что в последнее время коррупционеры любят назначать «стыковки» именно в медгородке. Интересно, почему? Денежное место? Или их привлекает определенная закрытость территории, то есть дополнительная гарантия безопасности?

Архипов привез 50 тысяч, чем немного расстроил капитана, который пригрозил, что уголовное дело будет расследоваться по второй части статьи 158. Обладатель халявного айфона подумал и сказал, что завтра привезет недостающую сумму. На том и расстались.

Взяли Тохтина сразу после выезда с территории медгородка. Купюры лежали в портфеле на заднем сиденье служебного автомобиля. По иронии судьбы там оказалось ровно 55 тысяч.
– Пять тысяч рублей – мои, откуда взялись остальные деньги, я не знаю, – пояснил Тохтин, обреченно вздохнув.

Капитана арестовали. В ходе следствия он не раз подчеркивал, что не собирался выносить отказной материал в пользу Архипова. Дескать, это невозможно даже теоретически, если учесть его уровень оперуполномоченного. Чтобы вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, требуется согласие начальника отдела полиции, начальника дознания или следствия, начальника уголовного розыска и заместителя прокурора района.

– В ходе последней встречи с Архиповым вы сказали: нужно еще 5 тысяч рублей, чтобы поделиться с руководством. С кем вы собирались делиться?

– Я никому из руководства не говорил об отказном материале. Пять тысяч затребовал просто так. В содеянном раскаиваюсь, – ответил Тохтин.

Процесс был в суде Автозаводского района. Тохтин предъявленное обвинение по обстоятельствам признал, по квалификации – нет. И отказался от дачи показаний. Гособвинитель из прокуратуры Автозаводского района озвучил свою позицию: подсудимый получил деньги за совершение действия в пользу взяткодателя, размер – значительный (то есть сумма, превышающая 25 тысяч рублей). Поэтому в чистом виде – часть 3 статьи 290 Уголовного кодекса, какие могут быть сомнения в квалификации содеянного!

Коллеги капитана, как это часто бывает в подобных случаях, дали Сергею хорошие характеристики, а член совета ветеранов органов МВД и одновременно сотрудник частного охранного предприятия «Авангард» назвал Тохтина… добросовестным сотрудником полиции. В качестве примера он привел такой случай: однажды вскрыли их банкомат, но благодаря профессиональной деятельности Тохтина удалось сохранить все сбережения.

Тем не менее суд лишил свободы бывшего оперуполномоченного на три года и два месяца, режим колонии – общий. Пять месяцев, с учетом времени содержания под стражей, он уже отсидел.

А что же Архипов с айфоном, купленным на чужие деньги? Уголовное дело по части первой статьи 158 сейчас находится в отделе полиции Автозаводского отдела. Причем деньги потерпевшей Семен уже возместил…

Сергей Русов, «Вольный город», № 1 (1129) 13.01.16