Наличными будет дороже

Новости Тольятти augustnews.ru

С 1 января стоимость проезда в Тольятти все-таки вырастет до 25 рублей.

Печальную весть сообщил вчера на еженедельной пресс-конференции мэр Тольятти Сергей Андреев. Как мы и прогнозировали ранее, с 1 января 2016 года стоимость проезда в городском общественном транспорте увеличится и составит 25 рублей за наличный расчет и 23 рубля – по безналу, то есть при использовании транспортных карт, работающих по принципу электронного кошелька. Но и это – далеко не все предновогодние «сюрпризы».

Представителям предприятий альтернативного транспорта все-таки удалось «нагнуть» мэрию и через суд избавиться от необходимости приобретения электронных считывающих устройств (валидаторов), которые применяются для списывания информации с социальных карт жителя Самарской области, а также транспортных карт учащегося или студента. Таким образом, заявили коммерсанты, обслуживающие муниципальные маршруты городского пассажирского транспорта, мэрия больше не может требовать, чтобы во всех маршрутках появились валидаторы. Хотя это, к счастью, вовсе не означает, что льготникам всех мастей дорога в маршрутки теперь закрыта. По словам мэра Сергея Андреева, в решении суда, о котором идет речь, черным по белому написано, что перевозчики обязаны предоставлять право на бесплатный проезд пассажирам при предъявлении ими социальных карт, а также карт учащегося либо студента. Поэтому под удар в данном случае, судя по всему, попадут отнюдь не сами коммерческие транспортные компании, а водители маршруток: именно им, хотят они того или нет, придется возить все эти категории граждан бесплатно, даже несмотря на отсутствие валидаторов. Пойдут ли на это водители? Большой вопрос. Скорее всего, прикрываясь свежим судебным решением и трактуя его как душе угодно, маршрутчики дадут волю эмоциям и снова начнут крыть несчастных пенсионеров почем зря, требуя с них наличные за поездку.

При этом сами коммерсанты почему-то так и продолжают считать, что возят льготников на халяву, поскольку отсутствие считывающих устройств не позволяет им отчитаться в областной минтранс о количестве перевезенных льготников, что, соответственно, лишает таких транспортников компенсаций из средств регионального бюджета. Однако мэр полагает, что альтернативщики лукавят. Пусть, дескать, покупают валидаторы, отчитываются в министерство и на основании этого компенсируют выпадающие доходы от перевозки льготников. Тем более что делать это коммерсантам ничто не мешает, даже пресловутое решение суда. В ответ на это представитель ассоциации коммерческих перевозчиков Тольятти Анастасия Калинина заявила, что покупка и обслуживание валидаторов – штука накладная. По ее словам, стоимость одного считывающего устройства на сегодняшний день составляет от 30 до 50 тысяч рублей. Плюс к этому необходимо нести расходы на обслуживание электронного оборудования, а также заключать договор с процессинговым центром, что также стоит денег.

В итоге переход к цивилизованным формам оплаты за проезд будет стоить альтернативщикам серьезных затрат. И если коммерсанты все-таки решатся пойти на такие затраты, это решение, по словам Калининой, приведет к увеличению расходов транспортников, что опять-таки повлияет на стоимость проезда в сторону ее увеличения.

Что же касается уже объявленного роста стоимости проезда с 1 января, то Анастасия Калинина объяснила, что 25 рублей – это максимальная цена за поездку для одного пассажира. То есть руководители предприятий-перевозчиков могут по своему усмотрению установить и меньший тариф на проезд. Калинина также не исключила, что цена поездок с нового года будет зависеть от конкретных маршрутов и их общей протяженности. «Скорее всего, в маршрутках будет так: 22 или 23 рубля составит стоимость проезда по району и 25 рублей – между районами», – подытожила представитель ассоциации коммерческих перевозчиков.

В свою очередь представители мэрии попытались утешить владельцев транспортных карт, работающих по принципу «электронного кошелька», тем фактом, что они будут действовать в автобусах и троллейбусах муниципальных предприятий АТП-3 и ТТУ, весь подвижной состав которых на 100% оборудован валидаторами. Так что желающие сэкономить на поездке 2 рубля, по словам мэра, могут постоять на остановке некоторое время и дождаться, когда подойдет троллейбус или автобус большой вместимости (а такие, к слову, есть только у АТП-3). Судя по всему, именно таким нехитрым способом чиновники решили увеличить пассажиропоток в транспорте, за работу которого отвечают два убыточных муниципальных предприятия. Не исключено также, что установление льготной стоимости проезда при использовании «электронного кошелька», по мнению специалистов мэрии, поможет пересадить работающее население с коммерческих маршруток на муниципальные автобусы и троллейбусы. Но не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать ничтожность количества желающих постоять на остановке лишние полчасика, а потом «убить» еще час-полтора на поездку в холодном салоне троллейбуса, которая в теплой маршрутке займет от силы минут 30. Да и вряд ли объявленная мэром скидка в размере 2 рублей подвигнет горожан на совершение такого рода подвигов. Очевидно, что при таком неравноценном выборе основная масса пассажиров проголосует рублем за маршрутки, а муниципальные АТП-3 и особенно ТТУ продолжат возить воздух и генерировать многомиллионные убытки.

«Формально Арбитражный суд Самарской области на прошлой неделе отклонил нашу жалобу на решение ФАС о транспортных перевозках в городе. Суд указал, что предоставлять бесплатный проезд при предъявлении социального проездного обязаны все перевозчики городской сети. И также указал, что мы не можем обязать альтернативные транспортные предприятия приобретать валидаторы», – прокомментировал судебное решение мэр.

Стоит отметить также, что решение суда обязало власти поднимать стоимость проезда не чаще одного раза в год и не выше индекса роста потребительских цен. В связи с этим журналисты обратили внимание мэра на то, что объявленный рост стоимости проезда с 20 до 25 рублей равен 20%, что превышает «потребительский» индекс. В ответ на это замечание Андреев стал утверждать, что людям предоставлена возможность платить 23 рубля по безналу. «Возможность есть? Значит, все в рамках закона», – заключил градоначальник. И это, пожалуй, еще одна попытка мэрии загнать горожан в муниципальные автобусы и троллейбусы. Объяснение все то же: хотите платить за проезд меньше – покупайте электронные кошельки, изучайте расписание и катайтесь по городу только на муниципальном транспорте. Но опять же с трудом можно представить себе работающего тольяттинца, который из-за двухрублевой экономии будет мерзнуть на остановке, тратя время и нервы. Да и пополнение транспортной карты, работающей как электронный кошелек, – задача не самая простая. Попробуй-ка найди нужный табачный киоск, где открыта услуга по пополнению такой транспортной карточки.

Мнение

Павел Баннов, руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти:

– В связи с падением курса рубля относительно курса доллара и евро запчасти для автобусов выросли в цене до 80%, ОСАГО выросло до 60%, тарифы ЖКХ поднялись на 10%. Выросли цены на топливо, иные товары и услуги. В 2015 году инфляция в целом прогнозируется в пределах 15%. Поэтому повышение стоимости проезда с 20 до 23 рублей произошло в рамках инфляции и даже меньше.

Интересно:

Слушай и читай

По данным мэрии, в Тольятти на сегодняшний день 96,1% коммерческого пассажирского транспорта оборудованы звуковыми автоинформаторами, объявляющими остановки. Муниципальный транспорт имеет автоинформаторы на всем подвижном составе полностью. Кроме того, салоны 44% маршруток оборудованы световыми табло, на которых опять-таки отображаются названия остановок.

Факт:

Некоторые крупные альтернативные перевозчики закупили валидаторы, но в настоящее время их не используют. Будут ли перевозчики заключать договоры с процессинговым центром и использовать валидаторы или откажутся от них – будут решать сами владельцы предприятий. Не исключено, что некоторые маршруты все-таки продолжат или вновь начнут принимать к оплате транспортные и льготные карты.

фото: Площадь Свободы

Евгений Халилов, “Площадь Свободы”