Заключение московских экспертов о восстановлении стелы-панно «Радость труда» оказалось безрадостным: «золотой брус» тянет на 20 миллионов. «День города» разобрался в подробностях.

Напомним, стелу «Радость труда» вновь нашли три года назад блогеры. Она стояла, заросшая кустами, за Дворцом спорта «Волгарь» и за забором долгостроя, хотя должна была украшать парково-прогулочную зону Автозаводского района.

Волжская картинная галерея заявила о своём намерении восстановить панно. Для этого, как рассказал учредитель галереи, благотворитель Виталий Вавилин, участок земли, где стоит сегодня стела, был выкуплен у собственников того самого долгостроя и передан в муниципалитет Тольятти. И приглашены специалисты по мозаике комбината монументального искусства Московского отделения Союза художников — именно эта организация делала стелу в 1977-81 годах.

В мае эксперты посетили Тольятти, осмотрели стелу, оценили размеры разрушения и уехали в столицу делать заключение о состоянии объекта и стоимости его восстановления.

Судя по ответу москвичей, «Радость труда» не зря называют золотым брусом. Для изготовления панно размером 100 метров в длину, 5 в высоту и 3 в ширину использовалось более 3,5 миллионов элементов смальты, изготавливавшейся на четырёх предприятиях Советского Союза. И тогда-то её себестоимость была немаленькой, а сегодня она просто взлетела.

По словам главы города Сергея Анташева, эксперты обозначили стоимость восстановления стелы в 20 миллионов рублей.

При всём оптимизме, подкреплённом жизненным опытом Виталия Вавилина, стало понятно, что сумма слишком велика — всем миром, как предполагала Волжская картинная галерея изначально, её не собрать.

Однако Виталий Вавилин продолжает вести переговоры с исполнителями и правообладателями панно, комбинатом монументального искусства Московского отделения Союза художников — о возможности уменьшения стоимости ремонта.

Между тем, Волжская картинная галерея отказалась от идеи взять в концессию участок земли возле стелы для возведения здания галереи. Взамен администрация города предложила галерее рассмотреть другой вариант — старое здание автовокзала в Центральном районе. Пока вариант обсуждается.

«Вавилин продолжает вести переговоры с исполнителями, восстановление стелы не должно стоить столько. В теме концессии мы вернёмся, как закончим переговоры, – заявил Сергей Анташев. – Мы встретились с Вавилиным, я предложил другой вариант, он ему понравился. Там меньше затрат, больше шансов на реализацию проекта. Вавилин, который имеет частную коллекцию немалой стоимости, и она продолжает пополняться, хочет передать её городу безвозмездно и со всеми правами.

Но для этого нужно построить здание галереи. У него есть видение, какой должна быть картинная галерея, философия её работы. Одно из обязательных условий — рядом должен быть парк. Это вполне вписывается в наше понимание того, как должны быть благоустроены объекты. Поэтому мы будем поощрять эту инициативу, искать наиболее выгодные объекты и делать предложения для того, чтобы проект состоялся. Тот участок, который мы предлагаем, более дешёвый.

Есть ряд вопросов, которые должны градостроители решить, до конца года мы планируем закрыть эту тему. В наших планах — создать красивый объект, нужный городу, и решить вопрос с проблемным зданием автовокзала в Центральном районе».

А пока можно любоваться панно «Радость труда» и в нынешнем его виде. Во-первых, оно не настолько сильно пострадало, чтобы не считать сюжет и замысел. Во-вторых, как оказалось, его ценность заиграла новыми красками.

Наталья Мишанина,
Информационно-публицистический журнал «День города»

внешний вид стелы "Радость труда"

 

фото: из открытых источников