На Волжском автозаводе назревает что-то серьезное. Об этом свидетельствуют итоги состоявшегося на этой неделе совета директоров, где было принято решение о созыве чрезвычайного собрания акционеров. Известно, что запланировано оно на 10 октября, а главный вопрос – рекапитализация компании.

Появилась информация, что АВТОВАЗ объявит открытую подписку на дополнительный пакет акций, что может принести компании 25 миллиардов рублей. Общая же сумма, необходимая предприятию для того, чтобы рассчитаться с долгами, – 85 миллиардов. Если одобрение акционеров будет получено, то открытая подписка начнется в декабре, а одними из тех, кто захочет приобрести дополнительные акции, наверняка будут наши партнеры из «Рено», которые уже владеют контрольным пакетом, но, видимо, хотят еще больше.

Сообщается, что в 2015 году на фоне затрат на запуск новых моделей, кризиса на авторынке, падения покупательской способности и девальвации рубля Волжский автозавод получил по международным стандартам финансовой отчетности убытки в сумме 74 миллиардов рублей. Компания также нарушила ковенанты по договорам с банками на 36,6 миллиарда, сообщив в финансовом отчете, что без поддержки акционеров имеет риск приостановки своей операционной деятельности из-за больших убытков и сложностей, связанных с погашением долгов.

Пока до конца непонятно, чем может грозить нам увеличение доли «Рено», ведь «Ростех» сохранит блокирующий пакет акций, дающий право влиять на деятельность компании. То есть о потере контроля государства над АВТОВАЗом речь вроде бы не идет, однако наверняка какие-то подводные камни в этой ситуации есть.

Вообще, завод сейчас находится в двояком положении. С одной стороны – делаются громкие заявления о выходе на безубыточность через несколько лет и демонстрируются новые модели на крупных автосалонах, а с другой – под грузом имеющихся долговых обязательств АВТОВАЗ вообще может рухнуть в пропасть вместе со всей своей интернациональной командой топ-менеджеров и многотысячным коллективом, оказавшимся в заложниках нынешней ситуации. Остается лишь следить: спасемся или нет? На этом фоне не слишком оптимистичным является недавнее высказывание президента Николя Мора:

– К сожалению, мы не видим‎ значительного восстановления рынка в следующем году. В лучшем случае – плюс 10 процентов, в худшем случае он будет стабилен. Нам нужно быть готовыми к по-прежнему очень сжатым рыночным условиям.

В заключение скажем о том, что в прошлом месяце было реализовано 20 908 автомобилей, что на 3,6 процента больше, чем в августе 2015-го. Рыночная доля продукции под брендом «Лада» увеличилась, притом что российский авторынок продолжает терять объемы. Самой же продаваемой в августе моделью стала, увы, не наша, а выпускаемая на предприятии «Автотор» в Калининградской области «КИА Рио» (там же, кстати, производят подаренные российским олимпийцам BMW). Реализовано было 7 178 этих автомобилей, правда, данных, насколько отстали наши «Гранта» и «Веста», а также «Хендэ Солярис», пока нет.

А тем временем

Исполнительным вице-президентом АВТОВАЗа по производству и управлению цепочками поставок назначен словенский специалист Алеш Братож. Известно, что он окончил университет Марибора по специальности «менеджмент», а после этого уже 32 года работал на подконтрольных «Рено» заводах в Словении, Турции и на московском «Автофрамосе».

Тимур Калинин, «Вольный город», №35 (1112) 09.09.16

высотка АвтоВАЗ завод

фото: lada-engine.ru

фото: из открытых источников