На ВАЗе – Мор, присланный Гоном

На этой неделе стало известно имя нового президента Волжского автозавода. Интрига сохранялась до последнего момента, однако из трех претендентов все-таки выбран 55-летний француз Николя Мор, который в последнее время возглавлял румынский завод «Дачия», входящий в состав корпорации «Рено».  

О «темной лошадке», которой через две недели предстоит сменить поднадоевшего многим Бу Андерссона, известно пока немного. Родился 22 апреля 1960 года во Франции, в автопроме работает с конца 80-х: сначала в компаниях-поставщиках комплектующих (Faurecia и Valeo), с в 2000-го – в альянсе «Рено-Ниссан», где он дослужился до должности вице-президента по закупкам механики, после чего был отправлен руководить в Румынию. Известно, что помимо него на пост президента АВТОВАЗа претендовали директор завода «ИжАвто» Михаил Рябов и еще один представитель «Рено-Ниссан» – Венсан Кобе, однако выбор все-таки пал на Мора.

– Своевременна ли эта замена и что все-таки стало главной причиной отставки Бу Андерссона? – с этого вопроса мы начали беседу с ветераном завода Юрием Целиковым.

– Происходящее сегодня на ВАЗе – чистой воды политика. Обстановка на заводе и в городе довольно напряженная, да и количество людей, возненавидевших Бу Андерссона за его деяния по оптимизации производства, очень велико. Сколько он всего народу посокращал за эти два года? Тысяч 20-30?

– Пожалуй, где-то так…

– Вот и умножайте эту цифру на десять (это вместе с родственниками, близкими и знакомыми уволенных) – и поймете, насколько выросло недовольство. Получается, большая половина Автозаводского района. А ведь помимо явного есть еще и скрытое недовольство городских властей, да и поставщиков, потерявших из-за новой вазовской политики в объемах и прибыли. Все это сошлось на одной личности, хотя если смотреть шире, то вся страна сейчас должна быть недовольна – из-за скачков курсов валют, повышения цен, политической нестабильности. Считаю, что Бу Андерссону просто не повезло, поскольку он стал «стрелочником», жертвой накалившейся обстановки (в том числе предвыборной) и рухнувшего авторынка. Мое мнение таково, что убрали его преждевременно. Нужно  было дать доработать хотя бы до годового собрания.

– Как думаете, он продолжит работу в России?

– Андерссон серьезно обижен. На днях он в последний раз выступал на профсоюзной конференции, заявив, что покидает Россию, так как поступило хорошее предложение. Это неудивительно, учитывая его в целом положительный имидж управленца. Вообще, за эти два года Бу Андерссону удалось много сделать. Обратите внимание, что сегодня (то есть после запуска последних моделей) почти не слышно шуток про ведра с гайками и проклятое место, хотя у многих появилось недовольство, связанное с высокими ценами. Швед поражает своей уникальной работоспособностью, и вообще он чем-то напоминает Виктора Полякова (кстати, оба они – майоры). Не пьет, не курит, аккуратен, вежлив, дисциплинирован, знает положение дел на местах, контактирует с работниками всех уровней. Разница лишь в том, что первый гендиректор ВАЗа был примером в плане семейных устоев, да и коэффициент полезного действия у Виктора Николаевича был значительно выше. Еще – команда у Полякова была лучше, ведь он сам растил кадры, а Андерссон набирал управленцев, многие из которых оказались проходимцами.

– Что ж, от Бу Андерссона давайте перейдем к его преемнику. Лично для вас какая кандидатура была более предпочтительна?

– Вообще, на период кризиса завод вполне мог бы возглавить один из ветеранов – Анатолий Мелешихин, в свое время руководивший процессом по постановке на производство «Калины». Но это, скорее, мои фантазии и мечты…  Конечно, для исправления ситуации на тольяттинской площадке Рябов был бы полезнее, чем французы, ведь он прошел путь от рабочего на ВАЗе до директора завода в Ижевске. Любопытно, что на конференцию руководителей предприятий автопрома, которая скоро пройдет в Москве, сначала был записан докладчиком Андерссон, а потом его поменяли на Рябова. Это и дало повод для слухов, что, мол, вопрос с новым президентом решен окончательно.

– Видимо, в условиях кризиса Мор будет более эффективен…

– Мне кажется, что губительное воздействие нынешнего кризиса на ВАЗ немного преувеличено. Поверьте, завод знавал и худшие времена. Например, в начале 90-х, когда комплектующие резко подорожали, а ВАЗу правительство запретило увеличивать цены на продукцию, внеся его в список монополистов. Или с 1996-го по 1998-й, когда людям иногда месяцами зарплату не перечисляли… И вообще, немногие предприятия поточно-массового производства смогли пережить первое десятилетие новейшей истории России. Назовите мне хотя бы один тракторный или часовой завод, который выжил… Да чего там, если даже почти все фармацевтические заводы «рухнули».

– Чего ждете от нового президента?

– Возраст у него отличный – две пятерки, а фамилия Мор должна быть близка всем жителям Самарской области, ведь губернатор у нас из МОРдовии. Наверное, не удержусь и в ближайшее время напишу про него какую-нибудь эпиграмму, а может, и не одну. К сожалению, не знаю, какое у нового президента состояние здоровья и есть ли стремление перевести семью. Важно, чтобы не работал вахтовым методом, как это делали Есиповский, Алешин и Артяков. Пока можно лишь гадать, что представляет собой Николя Мор, но по послужному списку видно, что он человек деловой, знающий, что нужно делать. Если будет продолжать использовать методику Бу Андерссона (ее основа в жесточайшей дисциплине), то сможет удержать завод на плаву какое-то время, но все равно через год-два, думаю, ВАЗ возглавит Михаил Рябов. Сейчас уже понятно, что в правительстве России за судьбой завода пристально следят и наверняка понимают, что руководители «барачно-обамовского» типа справиться с решением проблем вряд ли смогут.

– То есть все-таки ключевая фигура в судьбе завода – Рябов?

– Вполне возможно. Предлагали же отличный вариант: Андерссона в Ижевск, а Рябова сюда. Но, видимо, возник конфликт у Чемезова с Андерссоном, в результате чего шведу придется покинуть Россию. Ведь Карлос Гон неоднократно давал понять, что не имеет к президенту ВАЗа претензий.

В заключение беседы Юрий Кузьмич сказал, что сейчас занимается продвижением спектакля «Первый генеральный», поставленного на сцене «Колеса» и посвященного Виктору Полякову. Идея заключается в том, чтобы через несколько месяцев организовать показ в столичном театре «Современник», пригласив туда членов правительства, Совета федерации, депутатов Госдумы.

– Мало кто знает, что министр иностранных дел Лавров дружил с сыном Полякова. Они вместе учились и даже паркетный пол в квартире Виктора Николаевича натирали. Думаю, что желающих прийти на спектакль найдется немало. Только вход надо не бесплатный делать, а по две тысячи за билет, чтобы оплатить аренду сцены и зарплату актерам. Тот же Владимир Каданников, живущий в Москве, может, и сам придет, и друзей приведет. Уж найдут они, наверное, две тысячи-то… Билетов может не хватить, но мы это предусмотрели – списки составим и спонсоров подключим! Почему «Современник»? Именно там в 1973 году был поставлен спектакль «Погода на завтра», посвященный людям Волжского автозавода (в феврале 74-го его трижды показали в Тольятти). Там играли Олег Табаков, Андрей Мягков, Валентин Гафт, Олег Даль, Анастасия Вертинская… Спектакль «Первый генеральный» ставился по мотивам «Погоды на завтра», так что это вдвойне интересно. А заодно и проверим на «патриотическую вшивость» столичных чиновников и депутатов, выяснив, кто из них действительно с уважением относится к истории отечественного автопрома и страны в целом.

Андрей Липов, «Вольный город», 10 (1087) 18.03.2016

конвейер АвтоВАЗ

фото: Площадь Свободы

Кто уморит АвтоВАЗ?

фото: из открытых источников