На ВАЗе грядет ветер перемен?

Как уже известно, 15 апреля состоялось  заседание совета директоров АВТОВАЗа, прошедшее в заочной форме. На нем принято решение о кандидатурах для избрания на предстоящем 23 июня годовом собрании акционеров нового состава совета директоров.

Действующий состав должны будут покинуть председатель совета Карлос Гон, его заместитель Сергей Чемезов и член совета Владимир Артяков. А вот в составе нового совета может оказаться бывший самарский предприниматель, а в настоящее время заместитель председателя правления «РОСНАНО» Владимир Аветисян. Председателем же совета директоров должен будет стать заместитель Сергея Чемезова по ГК «Ростех» Сергей Скворцов. На собрании акционеров ожидается принятие решений и о структурных изменениях внутри компании.

За комментарием о причинах смены состава совета директоров АВТОВАЗа «Вольный город» традиционно обратился к нашему эксперту – депутату Государственной думы от города Тольятти 3, 4 и 5 созывов Анатолию Иванову. Вот что он рассказал.

– Как и ожидалось, отставка президента АВТОВАЗа Бу Андерссона стала началом других существенных изменений в руководстве акционерного общества. И это правильно. Все же причиной появления колоссальных убытков (порядка 100 миллиардов рублей) по итогам работы завода за последние два года являются не только ошибочные решения президента АВТОВАЗа. Основная причина убытков – это следствие кризиса, который привел к резкому снижению спроса на автомобили. Были и некоторые ошибочные решения президента Бу Андерссона, а вот должного контроля за его работой со стороны руководителей совета директоров не наблюдалось. Контроль же должен был быть двухуровневый.

Дело в том, что, во-первых, АВТОВАЗ управляется советом директоров совместного предприятия (СП) «Ростеха» и «Рено-Ниссан» – Alliance Rostec Auto BV, которому принадлежит 74,51% автогиганта. При этом доля «Рено-Ниссан» в СП составляет 67,13% (у Рено – 50,1, у Ниссан – 17,03), а доля «Ростеха» – 32,87%.

И во-вторых, органом управления АВТОВАЗа является его совет директоров. Как в СП, так и на ВАЗе председателем их советов директоров является Карлос Гон, а его заместителем – Сергей Чемезов. То есть у них по две должности при управлении АВТОВАЗом. Кроме того, Карлос Гон является президентом альянса «Рено-Ниссан», а Сергей Чемезов – генеральным директором госкорпорации «Ростех». В общем, многостаночники.

Да, с точки зрения получения личного дохода у них, наверное, все хорошо, три должности – три зарплаты. А вот с точки зрения управления АВТОВАЗом – вряд ли они могли уделять ему достаточно внимания, в том числе и в плане контроля за деятельностью его президента. Возможно, все решения, реализуемые Бу Андерссоном, принимались с одобрения руководителей совета директоров, которые в силу своей загруженности не могли оценить последствия принимаемых решений. Быть может, Карлос Гон и Сергей Чемезов решили себя немного разгрузить, оставшись только в совете директоров СП.

Правда, представители «Ростеха» называют другую причину предстоящего ухода Карлоса Гона и Сергея Чемезова из состава совета директоров АВТОВАЗа. По их утверждению, такое «решение обусловлено завершением этапа формирования ключевой линии развития АВТОВАЗа, определения четких целей и ориентиров развития. Сегодня стоит задача по их достижению». То есть Карлос Гон и Сергей Чемезов теперь планируют заниматься только стратегическими вопросами, а операционной деятельностью АВТОВАЗа должны будут заниматься другие руководители его совета директоров.

Этими другими руководителями, скорее всего, станут: заместитель генерального директора «Ростеха» Сергей Скворцов и старший вице-президент «Рено» Дени Левот. Первый будет председателем совета директоров АВТОВАЗа, а второй – его заместителем. Что они из себя представляют, чем занимались раньше? Есть ли у них опыт руководства крупными производственными компаниями? Думаю, скорее нет, чем да.

Сергею Скворцову 52 года, окончил МГИМО по специальности «Международные экономические отношения». Занимался консолидацией пивоваренной промышленности в интересах иностранных компаний, участвовал в реформировании РАО «ЕЭС России», занимался «раскольцовкой» акционерного капитала АВТОВАЗа, курировал продажу акций завода альянсу «Рено-Ниссан». От «Ростеха» избран в состав комитета по стратегии при совете директоров «РОСНАНО». В «Ростехе» курирует инвестиционную политику. Помимо АВТОВАЗа, является членом совета директоров КАМАЗа и «Вертолеты России». Как видно, Сергей Скворцов является весьма успешным менеджером и таким же многостаночником, как и его шеф.

Биография Дени Левота попроще и поближе к производству машин: в компании «Рено» он работает с 1990 года, по последней своей должности занимается продажей и маркетингом автомобилей на крупнейших мировых рынках.

Что же касается других запланированных изменений в составе совета директоров АВТОВАЗа, то они малозначимые – должен уйти Владимир Артяков, а прийти Владимир Аветисян. Видимо, Сергей Чемезов решил разгрузить своего первого заместителя, то есть Артякова. И это правильное решение, кто-то ведь должен тянуть «Ростех», чтобы у Чемезова была возможность быть свадебным генералом.

Появление же в составе совета директоров АВТОВАЗа Владимира Аветисяна для многих может показаться неожиданным, несмотря на то, что в 2008-2010 годы он возглавлял холдинг «Объединенные автомобильные технологии» и является советником Сергея Чемезова. Он ведь в настоящее время – заместитель председателя правления «РОСНАНО», а в качестве советника Чемезова курирует внедрение инновационных проектов энергосбережения и энергоэффективности на предприятиях «Ростеха», то есть работает в сфере, далекой от автопромышленности. Тем не менее Аветисян, также как и Скворцов, считается успешным менеджером, видимо, в этом качестве и планируется его работа на ВАЗе.

В заключение хочу сказать, что главной причиной выхода Сергея Чемезова из состава совета директоров считаю снятие с себя ответственности за результаты будущей операционной деятельности предприятия. Ведь, находясь в совете директоров АВТОВАЗа, он нес ответственность и за все происшедшие сокращения персонала, и за полученные убытки. А вот появление в совете директоров Сергея Скворцова и Владимира Аветисяна наводит на мысль о кандидатах на должность губернатора Самарской области – уже для нескольких москвичей руководство ВАЗом стало ступенькой в их карьерном росте.

Игорь Астраханов, «Вольный город», №15 (1092) 22.04.2016

высотка АвтоВАЗ завод

фото: lada-engine.ru

фото: из открытых источников