На лицо ужасные, добрые внутри

Новости Тольятти augustnews.ru

Чему учат современных детей страшные игрушки.

Обилие «страшных», пугающих игрушек на прилавках наших магазинов сегодня стало для нас уже привычным. Даже нестареющая модница Барби уступила свои позиции клыкастым готическим куколкам с откровенно непропорциональными частями тела. Страшилища всех цветов, форм и размеров атакуют детское сознание с экранов телевизоров, со страниц мальчишечьих журналов и книг. В моде всевозможные монстры, вампиры, оборотни и мутанты. Те, кто на протяжении многих веков был для рода людского персонажами из страшных сказок, вдруг превратились в домашних любимцев.

Попробуем разобраться, не навредит ли такая компания хрупкой детской психике.

Правда, стоит отметить: «родители» современных монстров всех калибров стремятся превратить их в «хороших», положительных персонажей. Примером тому могут служить недавние герои мультфильмов и фильмов. «Сумерки», «Академия вампиров», мультфильм «Монстры на каникулах». Их герои показаны уже не как некая нечистая сила, некое «абсолютное» зло, а как существа, похожие на людей, со своими достоинствами и недостатками, способные любить. Например, Дракула в мультфильме «Монстры на каникулах» имеет мало общего даже с героем из романа Брэма Стокера, не говоря уже о жестоком князе Владе Цепеше. Здешний Дракула выглядит как вполне симпатичный персонаж, любящий и заботливый отец. Таков и герой знаменитой «сумеречной» саги Эдвард Кален, и вампир Феликс из телесериала «Пятый страж». Последний, кроме того, является истинным Шерлоком Холмсом, частным детективом. Вампирская суть проявляется лишь в сверхспособностях, которыми он наделяет и своих помощников – обычных людей.

Единого мнения на счет того, плохо или полезно воспитывать детей на страшных сказках, нет даже среди специалистов, не говоря уже о родителях. Детский психолог Лариса Клишина, просмотрев мультфильм «Монстры на каникулах», призналась: «В начале немного напрягало то, что это вампиры, но постепенно я стала вникать в сюжет. Сюжет очень хороший. Понравился образ отца – Дракулы. Как он любит свою дочь и защищает ее, но когда видит, что у нее возникла серьезная настоящая любовь, принимает правильное решение – помогает ей быть вместе с любимым». А некоторые психологи считают, что просмотр таких мультфильмов может даже оказаться полезным, помогая детям справиться со страхами перед монстрами.

Однако далеко не все считают, что это идет детям на пользу. Вот что говорит учитель русского языка и литературы тольяттинской гимназии № 35 Ирина Майданюк: «Подобная подмена добра и зла недопустима однозначно. Белое должно быть белым, а черное черным. Зло не должно быть привлекательным. И если ты не разделяешь добро и зло в детстве, то потом уже не разделишь и будешь сбрасывать бомбы на народ, который еще вчера считал братским». Также она поведала историю, которая случилась в ее школе. Ирина Петровна велела мальчику из старших классов подготовить доклад к классному часу о зомбировании сознания. Тема – сатанизм. Однако, погрузившись в эту среду, школьник увлекся этой темой и принялся защищать их. Сумеет ли он справиться с этим, преодолеть обаяние зла – никто не знает.

Кроме этого все большую популярность среди детей приобретает серия кукол «Школа монстров», созданная по одноименному мультфильму. Персонажи – дети вампиров, оборотней, мумии и Франкенштейна. Однако по сюжету в их поведении и характере нет ничего отрицательного. Дочь Дракулы здесь – убежденная вегетарианка, падающая в обморок при виде крови, дочь зомби – отличница и очень эрудированная девочка. Они опять-таки положительные герои, мало чем отличающиеся от обычных подростков. Вот что говорят о них специалисты центра игры и игрушек МГППУ: «Внешний облик куклы имеет особое значение. Кукла не только атрибут, но и по-своему «живое существо», предмет, имеющий символическое значение для ребенка. Она может воздействовать на игру ребенка, навязывая ему определенные образы и сюжеты, а через это может повлиять и на представление о себе или настроение. Исходя из этих соображений, подобную игрушку сложно рекомендовать для игры маленьких детей (дошкольников). Для детей этого возраста крайне важна возможность вкладывать в игрушку собственные переживания и опыт, находить отражения самого себя. Для этого игрушка должна быть соотносимой с образом маленького ребенка. Данная разновидность кукол не только не отвечает этим параметрам, но и к тому же представляет собой вариации на тему различной «нечисти», что делает ее еще менее пригодной для игры маленького ребенка».

Учительница и мать двоих детей А.М. Герасименко об этих куклах говорит так: «Я к ним отношусь отрицательно по нескольким причинам. Во-первых, они вообще не соответствуют человеческому облику, начиная от фигуры и заканчивая стилем одежды и чертами лица. Во-вторых, они очень сильно накрашены и обычно имеют неестественный цвет волос. Я лично своей дочери такие куклы не покупала никогда».

Защитники этих кукол, кроме того, видят в них и другие достоинства. Например, что они якобы учат детей толерантности. Не придавать значения внешности и больше смотреть на душу. Дескать, «на лицо ужасные – добрые внутри», как в знаменитой песне «Остров невезения»? Но все, кто знаком с фольклором, знают, что отталкивающая внешность – далеко не обязательная особенность вампира. Более того – как раз внешне они могут быть очень привлекательными, но под красивой наружностью скрывается темная сущность, отсутствие души! То же самое можно сказать об оборотнях и других персонажах подобного рода.

Также некоторые педагоги считают игры с такого рода куклами полезными еще и в другом. Уже в детстве многие из нас задаются вопросами о смерти. Например, когда умирают близкие родственники, бабушки или дедушки. Тогда маленький человек впервые задумывается, что и сам он рано или поздно умрет. И что будет с ним тогда? Кукла «монстр хай», разумеется, не призвана ответить на эти крайне непростые вопросы, но способна немного смягчить в глазах ребенка образ потустороннего мира, к которому относятся его любимые персонажи. Однако Ирина Майданюк считает это крайне опасным. «Нельзя играть в смерть», – говорит она. И действительно, это выглядит по меньшей мере странно – когда девочка делает «гроб для Дракулауры».

Детский психиатр Татьяна Пахомова также не считает подобные образы подходящими для детских мультфильмов и игрушек. «Взрослые способны разделить добро и зло, – говорит она, – а ребенок только формируется, и у него пока нет нравственного ориентира. Потом будет трудно объяснить ему, что такое хорошо и что такое плохо.

Итак, как же быть родителям, когда чадо просит новый мультфильм о монстрах или игрушку? Решать в любом случае родителям. Разумеется, полностью изолировать ребенка от этого у них не получится. Более того – он может в некотором роде ощутить себя чужим среди своих ровесников, когда те будут играть в те же «монстр хай». Но должна быть альтернатива. Это и старые добрые народные сказки, и другие игрушки. И главное – беседа с родителями. Ведь какие выводы ребенок сделает после просмотра мультфильма или после игры с этими куклами, во многом зависит от родителей.

Почему же детям нравятся страшные куклы?

Ученики 3-го класса гимназии № 35 охотно ответили на этот вопрос. Во-первых, они необычные, в отличие, например, от кукол Барби, которые все похожи внешне, отличаясь только цветом волос, во-вторых, модно одеты (впрочем, к Барби это тоже можно отнести), а в-третьих, они подвижны.

фото: Площадь Свободы

Алина Науменко, “Площадь Свободы”