На что надеяться вазовцам?

На днях встретил Алексея – знакомого, работающего на производстве «Б ноль», который показал расчетку за апрель с суммой к выдаче – 10 тысяч 700 рублей. С учетом аванса набежало не более 17 тысяч, так что человек вынужден экономить буквально на всем. По его словам, настроение у рабочих подавленное, многие вслух размышляют о возможном увольнении.

– У меня долгов за квартиру столько, что, видимо, скоро придется пересылать квитанции в высотку Николя Мору, – в отчаянии сказал Алексей. – Собираются выводить нас по пятницам на уборку территории (городской или заводской – неизвестно), так что, может, хоть какая-то прибавка будет к зарплате. Хотя пока что списки подали – и тишина. В ДНД, что ли, пойти? Говорят, что там платят…

Так на что же надеяться вазовцам в ближайшие два с половиной месяца (то есть до корпоративного отпуска)? Иллюзий относительно прихода нового руководителя никто не питает, поскольку капиталисты уже неоднократно давали понять, что не намерены улучшать жизнь простых рабочих. Что касается очередной волны сокращений, то она наверняка будет, но ближе к концу года, поскольку сейчас «Ростехнологии» по понятным причинам дополнительно напрягать обстановку в городе французам не позволят.

Небольшой лучик надежды появился после информации о том, что в апреле продажи вазовских автомобилей увеличились на 10,7 процента по сравнению с мартом и на 7,8 – по сравнению с апрелем 2015-го. Лидерами роста стали «Гранта» (она остается самой популярной в России), «Веста» и «Икс Рей». Впрочем, последние две модели стоят недешево, так что есть опасение, что уже в этом году объемы продаж начнут падать.

– Считаю, что повод для оптимизма есть, – сказал ветеран ВАЗа Юрий Целиков, с которым мы созвонились, попросив прокомментировать текущее положение дел на заводе. – Пришло новое руководство, которое свертывает некоторые затратные пиар-акции и возвращается к рациональному подходу в производстве автомобилей. Если Николя Мор не отступит от этого направления, то вероятность улучшения положения (в том числе финансового) достаточно велика.

– Что скажете по поводу апрельского увеличения продаж?

– Не стоит его переоценивать, тем более что убытки завода продолжают расти. Рынок перед этим просел настолько (фактически ползали по дну), что сейчас любой всплеск является чувствительным и позитивным. Кстати, если «Гранта» приносит заводу прибыль, то «Веста» и «Икс Рей» пока убыточны, поскольку продаются ниже себестоимости.

– Предлагаете поднять цены?  

– В первую очередь нужна нормальная локализация на уровне 70-80 процентов (сейчас ведь почти разрушена система российских поставщиков комплектующих), снижение себестоимости автомобилей и наведение порядка в некоторых управленческих структурах ВАЗа. До тех пор, пока закупками и финансовым блоком руководят иностранцы, порядка не будет. Советов по поводу ценообразования давать не могу, тем более что антикризисный комитет, членом которого я являюсь, к этой сфере деятельности завода пока не допущен.

Андрей Липов, «Вольный город», №18 (1095) 13.05.2016

сборочна линия

фото: “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников