В Рождество смотрел концерт из Кремлевского дворца. В зале – президент, патриарх, правительство. На сцене – оркестр во главе с обязательным Валерием Гергиевым и огромный сводный детский хор. Поют песни… Все (!) до единой советские. Оно и понятно: нынче торжественных патриотических песен не пишут.

Разумеется, зазвучала «Широка страна моя родная», а вот и слова: «Молодым везде у нас дорога…» Тут же вспомнился сын знакомых – способнейший, талантливый парень, окончил аэрокосмический вуз, и куда он только ни обращался по поводу работы, в конце концов после безнадежных попыток все завершилось – продавец-консультант в магазине. А песня льется дальше: «Старикам везде у нас почет» (женщина – детский врач, 35 лет стаж работы, пенсию начислили меньше 8 тысяч, индексации в этом году не подлежит – она работала, чтобы хоть как-то выжить). А куда тратит деньги сам Пенсионный фонд? Только за два года более полутора миллиардов рублей – на рекламу, 14 миллиардов – на объекты недвижимости и 8,4 миллиарда – на строительство и ремонт зданий региональных отделений, в основном на украшение фасадов зданий и внутреннее убранство. Вот такие песни придумала новая жизнь.

Олег Табаков, выступая перед зрителями, рассказал, что в советское время ему пришлось поработать за рубежом (в том числе в Англии), где он сделал вывод, что капитализм ничуть не лучше коммунизма. Сделаем скидку на то, что при коммунизме он не жил, а при капитализме мы уже пожили и можем делать выводы сами. Кстати, поколение Табакова очень показательно: жившие подростками в трудные времена послевоенного социализма, в зрелую жизнь они вступили при ревизионисте Хрущеве, затем наступила долгая эра псевдокоммуниста Брежнева.

Вряд ли творческая интеллигенция, зараженная привычным нонконформизмом (особенность у нее такая – вякать против любой власти), задумывалась, почему больше половины жителей Земли выбрали коммунизм: СССР, Китай, Вьетнам, восточные страны Европы, крупнейшие компартии Италии и Франции. Все портил «лидер коммунистического движения» Советский Союз, который неизбежно откатывался, благодаря своим послесталинским руководителям, даже не читавших классиков марксизма-ленинизма, в безыдейный застой. Пока не получил во главе ренегата Горбачева, привечавшего тоталитарных сектантов аум сенрикё.

Формальным стало изучение марксизма в вузах. Скучные малообразованные преподаватели отбивали всякую охоту к этим предметам. Вовсю старалась и либеральная пресса, понося и перевирая теорию марксистского учения. Под ее влиянием происходило угасание народа, которым овладели пассивность и неверие.

Диссидентство начиналось с обвинения властей в отходе от идей Маркса – Ленина, в утверждениях, что СССР не является государством социалистическим. Постепенно под влиянием западных идеологов эта критика переросла в тотальное отрицание советского строя. И только после распада СССР началось переосмысление значимости советской цивилизации, подвижничества советского человека, его стремления к общественным отношениям, построенным на нестяжательстве.

Теперь мы на себе узнали, что такое разобщенность людей в обществе, где денежные отношения являются самым главным смыслом. Где интересы работодателей и работников вступают в противоречие, где гигантская социальная несправедливость разделила нас на сверхбогатых и бедных, где на место нравственности и морали пришли пошлость и продажность всего и во всем. Человек до такой степени подвергается воздействию СМИ, что теряет реальное представление об окружающем мире.

Конечно, последователи Маркса не учли отношения человека к собственности, считая, что изменение общественного сознания приведет к изменению сознания личного. Ан нет, «свое» осталось. Вот только «свое» у каждого свое: у кого – яхта с виллой, у кого – домишко хилый. Но вопрос остается: что с этим неравенством можно поделать? «Отнять и поделить» – нехорошо и неумно, а добровольно поделиться те же олигархи не желают. Значит, скоро снова может появиться «человек с ружьем», который Маркса не читал, а про 1917-й кое-что слышал.

Согласно данным библиотеки конгресса США, Ленин является третьим в мире автором по числу публикаций после Маркса и Канта. Он понимал справедливую жизнь через общинные отношения, которые, между прочим, действительно очень сильны в русском понимании, в отличие, скажем, от того же американского, английского…

И после революции эта внутренняя мощь русского народа проявилась в удивительных, грандиозных достижениях буквально во всех областях жизни. До хрущевско-горбачевского времени небывалый в истории народов энтузиазм стремился переделать мир на основе дружбы и справедливости. Более 150 народов жили, работали, дружили и защищали единое государство, малые нации оберегались. Культура, искусство несли человеку светлое восприятие жизни, бескорыстное оказание помощи нуждающимся. Национальные традиции и обычаи уважались без принижения – так формировалась советская цивилизация. По экономической мощи СССР был вторым в мире.

Новый опыт строительства жизни бросил вызов миру капиталистическому, поэтому его не смогут запретить, невозможно заставить забыть. Не устаю повторять: если бы не активное неприятие религии… Это был самый больной вопрос, оставшийся непреодолимым, возможно, потому, что социализм взял свое начало из христианства. Православие также осуждает богатство, отрицает собственность и утверждает равенство, оттого на него и развернули такую атаку либералы. Философ Сергей Булгаков говорил о возможности «христианского социализма». Капитализм же – глубоко антихристианское общество, что мы и видим сегодня в США и в Европе, где возобладали антихристианские ценности. Способствует этому власть и в новой России, сняв ограничения для распространения разных сект, чего никогда не было в нашей истории.

Враги России стремятся оторвать новое поколение от русского понимания жизни, навязать бездуховность, потребительский эгоизм, пороки инстинктов, разрушить семью. Это путь к управлению миром, и ради этого задействована целая армия пропагандистов, агентов влияния. Россия – главная мишень Запада. И пассивная роль церкви удручает. Мы проигрываем объявленную нам войну, потому что не противостоим экспансии тех же сектантов, в первую очередь неопятидесятников – как самой активной секты, связанной с интересами США и выступающей действенной силой в религиозно-политической деятельности.

Запад в своем наступлении многого уже добился. Пример Украины показывает способность идеологии переформатировать мышление людей. В какую сторону? Точно ответил на это Павел Флоренский: «Капитализм – явление, ведущее в конечном счете к смерти…» Для России этот путь неприемлем. Придется вспомнить и о Марксе, и о социализме. Никуда нам не деться. Начиная с песен.

Сергей Дьячков, почетный гражданин Тольятти

бабушка считает деньги

фото: trahoved.livejournal.com

«Вольный город»

фото: из открытых источников