Вчера Мэр Тольятти Сергей Андреев ошеломил журналистов и все городское сообщества известием о том, что набережная Автозаводского района фактически ничья. На балансе города до сих пор не числится. Все это наводит на вопросы о том, как мэрия многие годы сдавала в аренду не принадлежащую ей землю и объекты, получая за это деньги?

Мэр Андреев сообщил буквально следующее: «Территория набережной сдана в аренду, договоры не расторгнуты. А содержать территорию должен тот, кто арендует. Мы не можем тратить бюджетные деньги на исполнение чужих обязанностей... Эти участки были сданы в аренду еще в 2007 году на двадцать с лишним лет. Сейчас там есть некоторые изменения: от части договоров отказываются. Я думаю, что все-таки не совсем дальновидно сдали в аренду эту территорию. Сама набережная юридически является объектом незавершенного строительства. Когда-то ее начинал строить Волжский автозавод. Но работы не завершил, объект в эксплуатацию не сдал».

Так что формально это недострой. Примерно такой же, как некогда был «скелет» высотки, позже превращенный в респектабельную «Вегу». Но для этого необходимо прекратить договоры аренды.
На резонный вопрос, как можно было сдать в аренду незавершенный объект, Андреев с улыбкой развел руками, а заместитель мэра по городскому хозяйству Вадим Ерин дополнил: «Во-первых, земельный участок и объект - это разные понятия. Во-вторых, мэрия судилась с АВТОВАЗом по поводу набережной, чтобы АВТОВАЗ передал ее городу. Но завод не смог этого сделать, потому что у него тоже не было документов на объект».

- Мы пошли путем оформления объекта «без хозяина», - продолжил мэр. - Мы объявляем, что объект есть, а хозяина у него нет. АВТОВАЗ говорит, что это не его. Тогда мы публикуем сообщение в СМИ. Если в течение года хозяин не объявится, тогда по решению суда объект переходит в муниципальную собственность. Поручение о публикации объявления мы давали в ДУМИ - скорее всего, такая публикация уже была. Мы уточним этот момент.

Напомним, что мэрией заявлялось, что набережная Автозаводского района должна была перейти в муниципальную собственность еще весной 2015 года. Но процесс, мягко говоря, затянулся. Набережная была сдана в аренду еще в бытность мэра Тольятти Николая Уткина, 20 марта 2007 года. Как сегодня вспоминает Николай Дмитриевич, тот факт, что набережная не находится ни у кого на балансе, - это один из казусов, которых было много в эпоху приватизации. «Вы помните, как при Чубайсе все скоропалительно делалось. Когда еще у Жилкина я был заместителем по строительству, Сергей Федорович мне принес стопку документов: «На вот, разбирайся…» Да, набережная была не сдана в эксплуатацию. И это не один такой пример. То же самое касается земли у ДКИТ: ВАЗ ее осваивал, но работы не были завершены. А по этой набережной нам делал определенное предложение еще бывший гендиректор АВТОВАЗа Алексей Николаев, но все тогда так и заглохло». Николай Дмитриевич так и не смог объяснить, как сдавалась в аренду «ничейная» земля, ограничившись тем, что это был один из многочисленных казусов того времени.

Напомним, что в 2007 году мэрия каким-то образом сдала все 150 га набережной (от ул. Спортивной до Куйбышевского водохранилища) в аренду некому ООО УК «ВолНа». Деятельность управляющей компании пошла ни шатко ни валко, и в августе 2014 году она прекратила свое бренное существование, оставшись перед мэрией в достаточно больших долгах.

Падающее знамя «ВолНы» уже при мэре Андрееве, в сентябре 2012 года, попытались подхватить некие ООО Юридическая компания «Бизнес и Право» и ООО «Базис». Эти организации заключили с «ВолНой» договоры перенайма на срок до ноября 2026 года. По информации мэрии, в 2014 году компания «Бизнес и Право» проводила работы по размежеванию земельных участков. Предполагалось, что уже к началу пляжного сезона 2015 года западный пляж набережной отойдет мэрии и будет передан в постоянное пользование муниципальному бюджетному учреждению «Парки города», которое займется содержанием и эксплуатацией пляжей Автозаводского района. Но этим красивым планам не суждено было сбыться. Так что неопределенное обещание мэра Тольятти Сергея Андреева провести работы по приведению пляжа в божеский вид «в обозримом будущем» все еще остается актуальным.

Мнение:

Аркадий Эстрин, бывший заместитель мэра по строительству:

- Лично я непосредственного отношения к этим вопросам не имел, но могу предположить, как все происходило. В 1991 году, когда шла приватизация, АВТОВАЗ не захотел отдавать свое имущество, оставив его у себя. Но приватизировать имущество не спешил, даже то, что было у него на балансе, что уж говорить о недостроях. Часть имущества завод реализовывал «в темную», другие так и остались никому не нужными. Скажем, кому нужен тот же недостроенный мост напротив «Веги»? А вот гостиничный комплекс был достроен. На самом деле тут два вопроса - чья земля и чьи объекты. Вопрос с землей простой. Если она не муниципальная, значит, она государева. А ситуация с «ничейностью» набережной объясняется бардаком в ДУМИ. Будут ли происходить с набережной положительные изменения, можно сказать просто посмотрев в бюджет. Бюджет дефицитный, денег нет, поэтому заявления мэра или кого бы то ни было о том, что скоро все улучшится, - пустые обещания. В принципе, мэру даже на руку, чтобы имущество не было на балансе у муниципалитета. Потому что, поступи оно на баланс, сразу нужны деньги - на оценку, межевание, топографию и так далее. А так имущества нет - и голова о нем не болит. У мэра и без того много проблем: тут губернатор, тут люди... Подчиненные ему докладывают, что работа хоть как-то ведется, и ладно.

Читайте по теме:

Набережная Самары 2015 (фото)

Набережная Комсомольского района (фото)

Что будет с пляжем Автозаводского района

Фотопрогулка по Автозаводскому району (фото)

торгуют на набережной Тольятти

фото: Площадь Свободы

Евгений Халилов, "Площадь Свободы"

фото: из открытых источников