Марко Резидори помогает горожанам переосмыслить среду обитания

Новости Тольятти augustnews.ru

Досье Марко Резидори:
Родился в 1988 году в Милане. Окончил лингвистический лицей в г. Милане, бакалавриат в университетах г. Павия и г. Умео (Швеция), магистратуру — в университете г. Болонья по специальности «Социология и политология» направление — «Коммуникация» (масс-медиа, СМИ).
Свободно владеет английским, немецким, испанским и русским языками.

Читайте: Тольятти глазами итальянца: русские девушки серьезнее относятся к семье

С Марко давно общаются поклонники современного искусства — его арт-объекты не раз выставлялись в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея. С осени прошлого года миланец преподает горожанам итальянский язык, работая в Итальянском обществе Данте Алигьери. Сейчас Марко Резидори знают уже гораздо больше тольяттинцев — с недавних пор он ведет проект «Итальянский парк» — у памятного знака Пальмиро Тольятти проводит для всех желающих бесплатные уроки итальянского языка, кинофестивали, арт-акции. Этот волонтерский проект делают много людей в свободное от работы время, а ресурсы — оборудование, электричество и т.д. — предоставили ОСИ ТХМ, Итальянское общество Данте Алигьери, Дворец спорта «Волгарь» и мэрия г.о. Тольятти.
Пару лет назад на месте возле «Волгаря» действительно запланировали создать парк. Но пока есть только его название. Возможно, поэтому начался наш разговор с того, как проект архитектурного переустройства и социокультурный проект связаны между собой.

Как пройти в «Итальянский парк»?

— О проекте «Итальянского парка» я нашла информацию только за 2014 год, тогда архитекторы должны были подать проекты парка на конкурс, кто-то должен был выиграть и уже в августе 2015 должны были стартовать первые работы по благоустройству территории. А ты что знаешь об этом проекте?

— Я хочу сказать, что наш проект городской, и он никак не связан с тем, что собирается делать городская администрация. В 2014 году был конкурс, его выиграла архитектурная фирма IA2 из городка Арцано (регион Неаполя). Они представили проект, в котором бы использовались экологически чистые современные технологии. То, что я видел, — это перепланировка и зонирование территории, малые архитектурные формы, но проект очень крутой — вплоть до того, что дорожки парка будут отапливаться и не будут замерзать зимой! Я мало знаю, я пытался найти информацию, но на сайте этой студии единственный проект, о котором невозможно узнать больше подробностей, — это «Итальянский парк» в Тольятти.

— И непонятно, кто его будет делать?

— Понятно, сколько он будет стоить, на сайте написано «примерно 1740000 евро». Мне кажется, парк планируют сделать к 2020 году, когда будет проходить реконструкция этой территории. Наш проект родился от этих планов. Я считаю, что недостаточно взять какое-то пространство города и назвать его «Итальянский парк» — нужно обсудить с жителями: что они хотят видеть на этой территории, вложить в нее какой-то смысл. И если после наших акций через год или полгода кто-то начнет называть это пространство итальянским парком, я считаю, что цель проекта будет наполовину достигнута. Потому что у людей появится какая-то идентификация пространства, и то, что мы сейчас предлагаем здесь это уроки итальянского зыка, это кино, другие акции, которые мы сделали на территории парка, — конечно, у них смысл есть и сам по себе, но что нам интересно — это подключать людей таким образом. Когда мы начали этим заниматься, то провели маленький опрос: как люди называют это место? Оказалось — «рядом с «Волгарем», «у фонтанов»…

— Сколько в среднем ходит на кинопросмотры и на уроки?

— На итальянские фильмы примерно 115-120 человек, на уроки в мае ходило около 40 человек, сейчас начались отпуска, жара, и приходит примерно 25. Но даже во время уроков мы не просто изучаем итальянский — мы изучаем город. Язык является средством, чтобы узнать и обсудить: каким образом мы живем в этом городе? Какие планы у нас? Это важно, конечно, сколько приходит людей, но важнее, мне кажется, чтобы постоянно подключались все новые и новые. Потому что если есть тусовка из 40 людей и всегда одни и те же — это не очень хорошо. Если даже поменьше людей, но новые подключаются, как сейчас происходит, — это лучше. Сегодня, когда мы устанавливали оборудование, нам пришли помогать люди, которые были на прошлом сеансе. Ты готов, когда у тебя энергия, силы, желание приходить. Когда нет — пусть другой это сделает. Я называю эти процессы «жидкими», это постоянное движение, и это нормально.

— В Италии такие проекты тоже происходят?

— О! Италия — это южная Европа, мы всегда начинаем попозже, чем на севере, допустим в Германии, Швеции и т.д. Но уже 10 лет в Италии происходят очень хорошие городские проекты. В Турине (он напоминает Тольятти) произошел кризис и завода «Фиат», и предприятий, которые были с ним связаны, — производства стали переводить в страны, где рабочая сила дешевле. И город изменился, потому что его идентичность оказалась под вопросом. И туринцы начали заниматься проектами, которые стали менять лицо этого города. Сейчас Турин — это культурная столица Италии. Это был индустриальный город, в который никто не ездил, потому что там не было ничего интересного, а сейчас это культурное пространство, куда все стремятся. На это ушло всего 10 лет.

Марко Резидори: Перекати поле

— Марко, а когда ты покинул свой город?

— Из Милана уехал в 19 лет, учился в Павии, потом на севере Швеции, по обмену в Лондоне. Потом жил в Сербии, работал там преподавателем итальянского языка, потом на Украине, в Минске, в прошлом году преподавал итальянский и английский, работал с беженцами в миссии ООН в Молдове. С беженцами из Донбасса, кроме языка, мы занимались культурными социальными заданиями. Там я проработал год и в сентябре 2015 года переехал в Тольятти.

— А в России ты до этого не работал?

— Нет, бывал, но не работал. В России мне не хотелось сразу ехать в Питер или Москву, хотел посмотреть что «за» этими городами. Я решил сюда приехать, потому что город «относится» к Италии, и я думал, как можно развивать какие-то социокультурные проекты, которые сблизят наши страны.

— У тебя есть художественное образование?

— Нет, но я участвовал в художественных проектах, хотя больше занимаюсь проектами городскими, которые зачастую невозможны без искусства. Впервые я столкнулся с этим на Украине в 2011 году, когда мы делали проекты, связанные с переосмыслением города, в том числе через искусство. Во Львове есть промышленный район Подзамче в самом центре, там жители начали организовывать культурные проекты в заброшенных пространствах, которые они постепенно переосмысляли. В прошлом году в Кишиневе мы работали над городскими проектами: сначала в одном парке города организовали кино на открытом воздухе, разбили новые газоны, клумбы — подключили местных людей, которые жили рядом с парком. Потом с горожанами организовали базар и ресторанный день — люди сами приготовили что-то и пригласили других жителей. И хотя я чаще делаю проекты, не связанные с моим творчеством, но уже 3-4 года я пытаюсь тренировать мое визуальное восприятие. Поэтому некоторые проекты я уже связал с современным искусством, инсталляциями и т.д.

— 2 июля состоится последний урок в «Итальянском парке», потом ты поедешь в Италию?

— Я уеду в Питер на месяц — буду преподавать итальянский язык и проведу там мастер-класс о Тольятти. Расскажу об «Итальянском парке», о работах тольяттинских фотографов, видеографа, покажу видео Ханнеса Цебедина, где тольяттинцы отвечают на вопросы о своем городе. Потом я поеду путешествовать по Европе — повидаю друзей, домой заеду, а в сентябре вернусь в Тольятти. Мы соберем команду и будем готовить новые, более масштабные проекты.

Цитаты Марко Резидори:
Люди уже знают, где в Тольятти «Итальянский парк», — они начали называть парк таким образом.

У таких проектов не может быть жесткого авторства, ведь без людей, которые подключаются, этот процесс не существует.

Марко Резидори о России:
– Здесь интересно! Я жил в Берлине, в Лондоне и уехал сюда, потому что там все круто, но там все сделано, там можно лишь что-то улучшить. А здесь есть огромное количество пространств, которые нужно переосмыслять, делать для людей. В Европе этот процесс уже прошел, а здесь это дикое.

фото: Площадь Свободы

Елена Кочева, «Площадь Свободы»
ekocheva@yandex.ru