Люди, которым поставлен данный диагноз, часто это скрывают

Новости Тольятти augustnews.ru

По оценкам экспертов в России с диагнозом гепатит С сейчас живут от 3,5 до 4,7 млн человек

Что вы знаете о гепатите С? Если бы меня остановили на улице и задали этот вопрос, вряд ли бы я ответила что-то членораздельное. Да, слышала, кажется, что-то связанное с печенью. Этим и ограничивались мои скромные познания. Недавно мне представилась возможность восполнить свой образовательный пробел. Ликбез для журналистов провели московские и самарские эксперты: Владимир Чуланов, руководитель Референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора и Елена Стребкова, координатор региональной программы по лечению хронических вирусных гепатитов.

Что такое гепатит?

Гепатит – воспаление ткани печени, в результате чего нарушаются функции этого жизненно важного органа. Болезнь страшна своими последствиями – вызывает цирроз и рак печени.

Существует несколько типов вирусных гепатитов: A, B, C, D, E. Подробнее всего эксперты остановились на гепатите С. Почему? Этим заболеванием страдают около 160 миллионов человек во всем мире. А уровень знаний об этой болезни минимальный.

Как и любое заболевание, гепатит имеет острую и хроническую формы. В первом случае недуг длится менее шести месяцев, после чего человек выздоравливает. Если же болезнь продолжается больше полугода, речь идет о хронической форме. Гепатит С переходит в хроническую форму в 60-80% случаев.

По словам Владимира Чуланова, в прошлом году в России зарегистрировано 57 444 новых больных хроническим гепатитом С. При этом, сохраняется отрицательная тенденция: количество пораженных вирусом растет. По оценкам экспертов, в России сейчас проживают 3,5-4,7 млн человек с диагнозом «хронический гепатит С». Как правило, это экономически активная и трудоспособная часть населения.

Пути передачи

Вирус гепатита С попадает в организм человека через кровь и реже половым путем. Риску подвержены люди, перенесшие операцию, употребляющие наркотики, получившие донорскую кровь, практикующие беспорядочные половые связи, а также медицинские работники и дети, родившиеся от инфицированных матерей. Людям, которые любят татуировки, пирсинг и даже маникюр, стоит задуматься.

«Когда вы приходите в маникюрный салон, мастер должен при вас открыть новую стерильную упаковку с инструментами. Или приносите ее с собой. Риск заражения в медицинских учреждениях сейчас значительно снизился. Но и он не может быть исключен. Все мы посещаем стоматолога. Многие операции достаточно кровавы. Случается, что врачи используют одноразовый инструментарий неоднократно», – предупреждает Чуланов.

Риск перинатальной передачи гепатита С – 1-5%. Это случается чаще, если у мамы положительный ВИЧ-статус или она употребляет наркотики.

Зависит от организма

В среднем период от заражения вирусом гепатита С до его последствий – цирроза и рака печени – составляет 20 лет. Многое зависит от организма человека. Предсказать время течения болезни пока не может никто. Однако существуют факторы, ускоряющие болезнь. Она развивается быстрее, как правило, у мужчин и пожилых людей. Быстрому прогрессированию способствует употребление алкоголя и наличие других заболеваний (гепатит В, ВИЧ-инфекция).

Без симптомов

У этого гепатита нет никаких специфических симптомов. Иногда человек может почувствовать дискомфорт, боли в животе, в мышцах и суставах, недомогание. Как правило, в таких случаях мы к врачу не обращаемся. В результате больной узнает о своем диагнозе случайно. Например, на обследовании в стационаре. Или после сдачи крови на станции переливания. Гепатит С проявляет себя, когда болезнь уже запущена.

«У вас завтра будет цирроз!»

Предположим, вы сдали анализ на гепатит С. Наличие вируса в организме на первом этапе определяется с помощью специальных маркеров – антител. Положительный результат теста может означать наличие острого или хронического гепатита. Или свидетельствовать о том, что вы перенесли острый гепатит С, вылечили его – антитела к различным видам инфекций остаются в нашем организме длительное время. Это даже может быть и ложно-положительный результат – существующие тест-системы тоже имеют определенную погрешность.

«Есть понятие диагностической ценности положительного результата. Она зависит от того, в какой популяции происходит исследование. Например, перед нами человек, который уже несколько лет употребляет наркотики, и вводит их в кровь внутривенно. Его тест на гепатит С дает положительный результат. Риск заражения у этого человека был высокий, следовательно, и гарантия достоверности результата почти 100%. Если же факторов риска у человека нет, то, наверное, есть смысл сдать анализ повторно. Врачи должны это понимать и не говорить пациентам нечто вроде: «У вас завтра будет цирроз!» – объясняет Владимир Чуланов.

Если антитела все-таки выявили, обязательно нужен дополнительный подтверждающий тест. Кроме антител должно быть подтверждено наличие самого вируса (методом ПЦР – полимеразная цепная реакция). Если ПЦР – анализ отрицателен, тогда человек на протяжении двух лет должен наблюдаться у врача и раз в полгода сдавать анализ на наличие вируса. С чем связана эта необходимость? Уровень вируса в организме человека колеблется. Иногда он может быть ниже порога, при котором его можно обнаружить. Чтобы избежать ошибок, лучше сдать анализ повторно.

Важность преемственности

С начала регистрации заболевания в России выявлено около 2,5 миллиона человек. Из них на диспансерном учете состоят только 500 тысяч человек (18%). Это показательная для нашей страны характеристика – отсутствует преемственность между скринингом (выявлением заболевания) и программами наблюдения и лечения: поликлиники перегружены, не хватает врачей-инфекционистов и гепатологов.

«Представьте, человек пошел сдавать кровь на станцию переливания. Кровь исследовали и выявили гепатит С. Но человеку при этом ничего не сообщили. Информацию отправили в Роспотребнадзор, затем в поликлинику по месту жительства. Оттуда ему должны позвонить, пригласить на обследование его и близких, каждые полгода проводить осмотр. А этого не происходит. Через год этот человек снова приходит сдать кровь. Ему говорят: «А вам нельзя, у вас гепатит С». Сколько времени потеряно даром! Сейчас создается Единый федеральный регистр больных хроническими вирусными гепатитами. Это очень важный инструмент, позволяющий регулировать ситуацию. Чтобы быть уверенным в своем здоровье, анализ на гепатит С следует сдавать хотя бы раз в год. Можно реже, если нет факторов риска», – поясняет Владимир Чуланов.

Недоступно

Хронический гепатит С излечим. Существуют различные схемы лечения. Недавно были разработаны препараты с почти 100% эффективностью. Однако доступность таких программ остается очень низкой. Классическая схема стоит 500-700 тысяч рублей. Государство пока не в состоянии покрывать всем нуждающимся стоимость лечения. Трудно поверить, что у обычного человека найдутся такие средства.

«Кроме государственных, нужно развивать и региональные программы. Если у нас доступность лечения будет такой же низкой, мы с гепатитом С не справимся», – подчеркивает Чуланов.

Две беды

«В Самарской области две основных беды – ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты. В 2014 году в регионе было зарегистрировано более 1600 случаев хронического вирусного гепатита С. На диспансерном наблюдении сейчас состоят около 44 тысяч пациентов с хроническими вирусными гепатитам», – начинает свое выступление Елена Стребкова.

Какие пациенты могут получать лечение? Существует несколько вариантов: программа льготного лекарственного обеспечения (для людей, имеющих федеральные льготы, например, инвалидов). Для медицинских работников действует своя программа лечения.
Клинические протоколы также позволяют лечить людей, причем, самыми современными препаратами. Главная проблема – количество граждан, участвующих в этих программах, ограничено.

«В Самарской области действовала целевая программа «Модернизация здравоохранения на 2011-2015 годы». В ее рамках проходило лечение вирусных гепатитов. За четыре года ей воспользовались 1553 пациента. 69% пациентов с первым генотипом вируса (он труднее всего поддается лечению) выздоровели. На 2015 год денег, к сожалению, не выделено. Средства на эту программу запланированы на 2017-2018 годы. Но останавливаться нельзя», – продолжает Елена Стребкова.

Своими глазами

Люди, которым поставлен диагноз гепатит С, часто это скрывают. Бытует мнение, что все заразившиеся гепатитом или ВИЧ-инфекцией – наркоманы. Даже среди медиков мало кто знает, что хронический гепатит С излечим. Однако нашелся человек, готовый рассказать свою историю.

«Здравствуйте! Я инвалид», – так начала свой рассказ женщина по имени Ирина, которая уже несколько лет живет с диагнозом цирроз печени. Это последствия хронического гепатита С. Но об этом она узнала не сразу.

«Первым делом я пошла к участковому терапевту. Никакой особенной информации я не получила. С трудом добилась, чтобы меня положили в стационар (врач все отговаривался, мотивируя отсутствием мест). И только там после обследования я узнала причину цирроза печени – гепатит С. Во время родов у меня было переливание крови. Видимо, таким образом я и заразилась», – рассказывает женщина.

Потом начались мытарства – бесконечные поездки в Самару, Казань, наконец, в Москву. Никакого результата. Реальную помощь и совет Ирина нашла в своем городе, в Тольятти, – там встретился замечательный доктор.

«Он сообщил мне, что существует федеральная программа лечения гепатитов. Но чтобы в нее попасть, нужно получить инвалидность. Это тоже оказалось нелегкой задачей. Но я человек упорный. Несмотря на это, четыре месяца все равно лечилась за свой счет – мое самочувствие уже было очень плохим. А в июле 2010 года меня, наконец, включили в программу, – говорит Ирина. – Главное в такой ситуации – не падать духом и бороться. У нас спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

фото: provizor.org

Алла Водина, “Самарские известия”