Лекарства: на практике получается иначе

Новости Тольятти augustnews.ru

В начале наступившего года перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛП) увеличился на 50 пунктов (обновленный документ вступит в силу с 1 марта с.г.). Теперь в этом списке около 800 препаратов, начиная с активированного угля и кончая лекарствами для лечения тяжелых заболеваний. Цены устанавливает государство: при госрегистрации фиксируются предельная отпускная цена и максимальные торговые надбавки. Теоретически это гарантирует, что жизненно необходимые лекарства будут доступны населению, а их цена не будет зависеть от колебаний курса валют и прочих причуд рыночной экономики.

На практике получается иначе. Для производства большинства таких препаратов используется зарубежное сырье, которое сейчас дорожает из-за падения рубля. Соответственно, увеличиваются затраты на изготовление лекарств. Однако их нельзя продавать по цене выше, чем установлено при регистрации.

Все это может привести к тому, что производителям станет выгоднее просто не выпускать убыточный продукт (напомним, жизненно необходимый  людям).

Мы поговорили с производителями лекарств и фармацевтами и выяснили, что будет с ценами на лекарства в ближайшем будущем и стоит ли бояться дефицита жизненно необходимых препаратов.

Запасы истощаются

Чтобы выяснить, насколько реальна такая угроза, мы обратились к изготовителям. Предприятие «Синтез» – один из крупнейших производителей лекарств в России, представительство компании есть и в Самарской области. По данным регионального министерства экономического развития и торговли, «Синтез» выпускает 267 жизненно необходимых и важнейших препаратов.

Коммерческий директор предприятия Сергей Троицкий сообщил: ситуация сложилась непростая. Для изготовления большинства лекарственных средств требуется зарубежное сырье или, как его называют в фармацевтике, «субстанция».

– Сырье подорожало в соответствии с падением рубля. Затраты на производство тоже растут, но несколько медленнее. В первом полугодии текущего года все будет относительно нормально: аукционы уже отыграны, госконтракты заключены. Но если в дальнейшем не будут предприняты меры (например, не будет проиндексирована цена на такие лекарства, чтобы компенсировать хотя бы инфляцию), отказ предприятий от производства жизненно необходимых лекарственных средств вполне возможен. Вначале шла речь о том, что государство будет пересматривать цены каждый год. Сейчас даже разговоров об этом, к сожалению, не слышно.

По словам Сергея Троицкого, пока все не так плохо: у производителей еще есть запасы сырья, закупленные по старым ценам. Но, увы, они не бесконечны.

– Запасы истощаются. Уже сейчас у нас ряд лекарственных средств продается по максимальной разрешенной стоимости. Например, новокаин и пирацетам. Вода для инъекций – вроде дешевый препарат, но затраты на изготовление выросли.

Без надежды на импортозамещение

Казалось бы, самое время вспомнить об импортозамещении. Замена зарубежного сырья на отечественное может избавить российский рынок жизненно важных лекарств от возможного коллапса.

На сайте российского правительства сообщается: к концу следующего года планируется разработать технологии производства более десяти новых для страны фармацевтических субстанций. Препараты, которые будут создаваться на их основе, входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств. На финансирование этой целевой программы с 2011 по 2014 годы было выделено около 3 млрд рублей. Общий объем средств, выделенных на программу (с 2012 по 2015 годы) – около 4,5 млрд.

Сергей Троицкий в магическую силу импортозамещения не очень-то верит.

– Быстро заменить зарубежные субстанции просто нереально. У нас самих есть производство субстанций неполного цикла, но этого мало. Также большие проблемы со стеклянными флаконами маленькой емкости: 5, 10, 20 мг. Российские производители не могут обеспечить ими потребности всей страны, да и качество хуже, чем у иностранных аналогов. А цена?

Например, в Нижнем Новгороде стоимость одного такого флакона может доходить до четырех рублей. При этом сам препарат, который поместят в стекло, стоит 4,5 рубля. Это же сразу увеличивает стоимость готового продукта почти в два раза!

Будет дорого

В Самарской области есть и свои производители лекарственных средств. Представитель предприятия «Самарамедпром» сообщил, что обстановка далека от радужной. История та же: зарубежное сырье дорожает, конечный продукт – тоже. Правда, «Самарамедпром» выпускает гораздо меньше жизненно необходимых и важнейших лекарств – всего три.

– Конечно, закупщики недовольны ростом цен на обычные лекарства, но ничего не поделаешь. Спрос по-прежнему есть, поэтому ничего особенного не произойдет, просто лекарства будут дороже. Импортозамещением пока эту проблему решить невозможно: одна только процедура лицензирования и регистрации отечественного аналога зарубежных субстанций идет очень долго, – сообщил представитель «Самарамедпром».

Аптека не виновата

Заведующая самарской аптеки рассказала, что наценки (в процентах) остались прежними. А вот дистрибьюторы, которые закупают препараты у производителей и перепродают их аптечным сетям, повысили цены гораздо больше.

– Цены на препараты с начала этого года уже очень сильно увеличились и не перестают ползти вверх. Многие пациенты вымещают свое возмущение ростом цен на фармацевтах, но сами аптечные сети свой процент от стоимости не повышали: у нас он так и остался на уровне 8-15% от той цены, по которой мы его купили. А вот закупочные цены, которые выставляют дистрибьюторы, увеличились в разы. Причем разные оптовики за одно и то же средство выставляют разные суммы, иногда с разницей в 30 рублей и более, – рассказала заведующая.
Она подтвердила: аптеки сейчас реализуют старые запасы жизненно необходимых лекарств.

– То немногое, чего не коснулось повышение цен – жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. И то только потому, что изменить их стоимость может только федеральный Минздрав. То, что сейчас распродают дистрибьюторы и аптеки – старые запасы. Насколько их хватит – неизвестно никому. Если цены на сырье не упадут, или Минздрав не поднимет стоимость ЖНВЛП, многие компании просто перестанут производить лекарства – это станет очень убыточным делом. В конце концов эта ситуация может привести к серьезному дефициту многих препаратов.

Комментарий

Альберт Навасардян, заместитель министра здравоохранения Самарской области

– В настоящее время прогнозируется повышение цен на лекарственные средства с учетом экономической ситуации. Подобные факты мы уже имеем в розничной сети по препаратам, не относящимся к перечню жизненно необходимых и важнейших. По препаратам, относящимся к ЖНВЛП, на сегодняшний день изменений цен нет, так как они зарегистрированы и зафиксированы. В настоящее время дефицит этих препаратов не наблюдается, в том числе, потому что они закупаются с определенным запасом. Говорить о возможности такого дефицита можно будет только после 1 марта –  с этого дня вступает в силу новый перечень, куда войдут препараты и их предельные отпускные цены, зарегистрированные федеральным министерством здравоохранения. Мы ожидаем, что федеральные власти не допустят существенного роста цен.

газета “Самарские известия”