В Тольятти состоялась премьера рок-оперы «Два костра для Жанны д’Арк».

Наверное, лет десять назад в Москве в «Театре.док» я видела спектакль, в котором содружества цивилизаций решали судьбу землян. Самым плохим и весомым аргументом не в нашу пользу оказалось: «Но они же Жанну сожгли!». Тема короткого и трудного пути Орлеанской Девы по-прежнему волнует творческие души. Вот и в Тольятти силами энтузиастов был создан спектакль, чей премьерный показ выпал на Международный день театра. Желающих посетить премьеру оказалось много, но меньше, чем я думала. Что ж, в этот день в Тольятти прошло немало дебютных постановок…

Как уже писала «Площадь СВОБОДЫ», повествование ведется от лица участника событий, приближенного Жанны д’Арк — генерала, маршала Франции Жиля де Ре, прототипа Синей Бороды. Его партию исполняет Виталий Несвижский, который практически не покидает сцену, поясняя происходящее. Как и положено, в этом жанре все исполнители поют вживую, и поют хорошо. Кроме Виталия хотелось бы отменить отличную работу Евгении Воиновой (Жанны), Сергея Соловьева (епископа Кошона) и Дарьи Могилевской (королевы Изабеллы). В массовых сценах (коих немало) участвуют коллективы ДКИТ, акробатическая группа VIO CUBE, театр танца «ЮВЕНТА» и хоровая капелла ТГУ.

Стоит отметь, что сценическое решение «альтернативной истории» о Жанне д’Арк при минимуме выразительных средств использовано весьма удачно и создает нужную атмосферу. Правда, некоторым участникам постановки все же следовало воздержаться от кроссовок, а фонограмма, порой заглушающая голоса актеров, была смонтирована из ряда вон плохо, что вместе с «асинхроном» хореографической группы создавало впечатление, что спектакль пока «шит белыми нитками».

И все равно создателей рок-оперы ждали признание и зрительский восторг от того, что «ребята смогли поднять такой проект». Не зря трудились тольяттинские авторы над оригинальными музыкой, текстом и воплощением. Напомним, что поставлена рок-опера по либретто поэта Дарьи Мурановой, музыку написал композитор Олег Щербаков, а режиссером выступила Анна Огаркова.

Как пояснила Дарья Муранова, горожане увидели именно режиссерскую версию спектакля, и она весьма отличается от первоначально созданного либретто. В частности, изначально не было поясняющих текстов от автора (обычно на операх все это прописывается в программке, но таковой пока не существует), добавлена финальная песня другого автора и «полностью изменен смысл произведения последними словами». Речь идет о суде над Жилем де Ре. Первый вариант: «Мы дадим тебе право последних слов. Покайся нам или отправишься в ад». На что Жиль ответил: «В моей жизни был единственный Бог, и его имя Жанна д’Арк». В финальной версии режиссера Жиль отвечает более политкорректно: «В моей жизни был Бог. И привела меня к нему Жанна д’Арк». Обычная история: сценаристам, как правило, не нравятся фильмы, созданные по их сценариям, а драматургам — спектакли, поставленные по их пьесам. Об этом не очень принято говорить, но случается это часто. А пока оседают восторги и критика, работа над рок-оперой продолжается, костры горят…

Комментарий

Андрей Антипенко, заместитель директора по основной деятельности ДКИТ:

— Это был открытый показ в рамках программы ДКИТ «Поддержка молодежных творческих инициатив жителей г.о.Тольятти». Средства от продажи билетов будут направлены на развитие постановки. Первый этап работы завершен. Сейчас продумываем стратегию вывода спектакля в прокат. По предварительному плану официальная премьера рок-оперы может состояться не раньше октября этого года.

Елена Кочева, Площадь СВОБОДЫ
ekocheva@yandex.ru

главная героия оперы

фото: Площадь СВОБОДЫ

фото: из открытых источников