Куда деваться-то

Новости Тольятти augustnews.ru

В среду тольяттинцам представилась возможность пообщаться с заместителем министра здравоохранения области Сергеем Вдовенко, специально приехавшим в наш город, чтобы выслушать жалобы и помочь решить вопросы. Первая часть встречи напоминала постановку, а пришедших поругаться бабулек продержали в коридоре до тех пор, пока не разъедутся журналисты.

Мы тоже решили побывать на приеме областного чиновника, ведь о проблемах, возникающих у горожан при посещении больниц и поликлиник, «Вольный город» писал неоднократно. Жалоб по этому поводу традиционно много, ведь когда приходишь в медучреждение, невольно ловишь себя на мысли, что никому мы там со своими проблемами не нужны. У них и без того забот хватает (мало специалистов, небольшие зарплаты и так далее), а тут еще мы со своими болячками и жалобами! Недавно вот пришел в поликлинику на проспекте Степана Разина, где один узкий специалист сразу спросил:

– Грешен?

А потом, выслушав жалобы, с улыбкой констатировал:

– Ну, если что-то болит – значит, живой.

Вот так у нас зачастую и лечат, с шутками-прибаутками, однако очереди к специалистам приходится отсиживать совсем нешуточные.

Временную приемную замминистра решили сделать в кабинете главврача городской поликлиники № 3 (на Свердлова, 82) Рауфа Кирасирова, правда сам он подъехал чуть позже – заседал в городской думе. Зато с десяток его подчиненных бегали по коридору с какими-то папками, списками, рассаживали пришедших на прием бабушек. На фоне этой суматохи приезд самарского чиновника (мы его распознали на входе по большому черному портфелю) остался почти незамеченным. Кстати, врачебную деятельность он начал в 1989 году акушером-гинекологом в Клявлинской районной больнице, а на своем нынешнем посту – с июля 2012-го.

– Еще в августе Николай Меркушкин дал поручение проводить выездные приемы в Тольятти не реже одного раза в месяц, – объяснил цель своего визита журналистам Сергей Вдовенко. – Вот это уже четвертая встреча. Сейчас много способов сообщить о своих проблемах, но ведь для многих важно именно живое общение. Желающих попасть на прием обычно набирается несколько десятков, правда, в процессе обработки вопросов треть отсеивается, поскольку проблему удается решить без привлечения министерства.

Чиновник разделил посетителей на несколько категорий, причем самая сложная из них – пациенты, которым не установлен диагноз, либо установлен, но, несмотря на все проводимые мероприятия, человеку лучше не становится.

– Приходится решать, что с такими дальше делать! – сказал замминистра, а мне почему-то вспомнились сразу несколько подобных случаев, когда самым сложным для местных врачей было правильно установить диагноз.

Вот и думай после этого: то ли квалификация у специалистов низкая, то ли болезни развиваются настолько стремительно…

До начала приема оставалось еще несколько минут, так что мы смогли немного пообщаться с Сергеем Анатольевичем:

– Из сказанного вами достаточно любопытной показалась фраза о том, что в процессе подготовки к мероприятию треть желающих отсеиваются. Видимо, людям поначалу не удавалось достучаться до терапевтов и заведующих отделениями, но когда те узнали, что пациент собирается жаловаться замминистра, сразу засуетились и решили возникающие вопросы. То есть налицо одна из основных проблем современной медицины – отношение к пациентам. Многие просто бояться ходить в поликлиники из-за очередей и равнодушия персонала…

– Бывает, что люди записываются на прием из-за того, что у них просто возникла проблема при контакте с доктором, и они, даже не обратившись к заведующему отделением и главврачу, сразу решили жаловаться в министерство. Логика такая: чем выше обратишься, тем быстрее и качественнее удастся решить проблему. Все-таки стоит сначала пообщаться с руководством лечебного учреждения. Что касается взаимоотношений персонала лечебных учреждений и пациентов, то они действительно изменились, хотя нельзя сказать, что в этом виноваты только врачи.

Во-первых, специалистов стало существенно меньше. Мне уже шестой десяток пошел, и я отлично помню, как в свое время все участки были укомплектованы. Сейчас же, как мне известно, у вас есть поликлиники, где педиатр вынужден один работать на трех участках. Во-вторых, престиж профессии существенно упал, причем виновны в этом и средства массовой информации, публикующие материалы под заголовками типа «Врачи-убийцы»… Лет 10-15 в этом плане не было ничего позитивного, и лишь в последнее время имидж стал немного улучшаться.

Ну и наконец, сильно вырос в последнее время так называемый потребительский экстремизм. К примеру, приходят люди и говорят: хотим, чтобы у нас была МРТ (магнитно-резонансная томография, – прим. автора). Стоимость такой аппаратуры – 70-80 миллионов рублей, и покупать ее есть смысл лишь в том случае, если охват обслуживаемого населения – не менее 500 тысяч человек. К сожалению, не все понимают!..

Первой на прием пришла пожилая женщина, мягко пожаловавшаяся на проблемы с варикозом и попросившая для лечения койко-место в дневном стационаре (ей пообещали помочь), а следом за ней – руководитель театра кукол «Пилигрим», которая предложила устраивать праздники в городских больницах, а возможно, и поликлиниках.

– Проект называется «Улыбаясь, выздоравливаем!» – сказала она. – Артисты будут проходить по коридорам, где сидят больные детки и создавать позитивное настроение. А на новый год даже Дед Мороз со Снегурочкой могут подъехать.

– Идея отличная, и думаю, что все руководители медучреждений города ее поддержат! – сказал Сергей Вдовенко.

Показалось немного странным, почему этот вопрос не смогли решить в рабочем порядке, а вынесли на обсуждение во время приема, как раз в тот момент, когда замминистра снимали телевизионщики. Возникла мысль: «Неужели по сценарию?», правда, раздумывать по этому поводу времени уже не было.

– Ну всё, хеппи-энд! – сказала сопровождавшая замминистра девушка из Самары, намекая на то, что журналистам пора покинуть кабинет.

Мы вышли и увидели пенсионерку, тоскливо ожидавшую очереди.

– Вы с какой проблемой хотите обратиться? – спрашиваем у бабушки.

Тут снова вмешиваются представители министерства.

– Лучше идите с телевизионщиками. Они сейчас будут интервью у «Пилигрима» брать.

– Извините, – отвечаю. – Театр, конечно, дело хорошее предложил, но это пока лишь проект, так что мне гораздо интереснее пообщаться с вот этой посетительницей.
Тут же подбежали несколько медработниц, организовывавших прием, однако, не постеснявшись их присутствия, бабуля заговорила:

– В Тольятти год живу и столько уже натерпелась от местных врачей! Стала проходить перекомиссию, а вторую группу инвалидности у меня забрали! Дали третью. Еще по лекарствам хочу сказать. У меня сахарный диабет, однако за год ни одной таблетки здесь не получила. Терапевт говорит: «А я не знаю, что вам давать!» Комиссию стала проходить – всё платно! Ни одного специалиста нет. Куда деваться-то? В Москву, наверное, надо ехать, к президенту! Вот он точно решит! Помирать-то неохота. Итак уже 11 операций перенесла по вине этих так называемых специалистов. И главное – всем плевать! Умирает инвалид – и ладно…

Получилось, что невольно я спровоцировал в коридоре небольшой скандал. Перебить пенсионерку собравшиеся медработницы не решились и лишь нервно переминались с одной ноги на другую, ожидая, когда я уйду.

– Удачи вам, бабушка! – говорю напоследок. – Надеюсь, поможет вам замминистра…

– Уж я и не знаю…

Андрей Липов, «Вольный город», № 50 (1127) 23.12.16

фото: provizor.org