То, о чем и на заводе, и по всему Тольятти судачили последние месяцы, наконец-то случилось. Полковник шведского спецназа покидает высотку в первых числах апреля. До истечения контракта. Но, как сообщается в официальной версии, «по собственному желанию». Человека, который так рвался «оптимизировать» российское автомобилестроение, в итоге самого «оптимизировали». Впрочем, уход Бу Андерссона выглядит вполне закономерным после опубликования результатов экономической деятельности предприятия в 2015 году и озвученных убытков в 74 млрд рублей.
Интрига последних недель была в другом. Кто рискнет взять на себя ответственность и возглавить Волжский автозавод после Бу. Кандидатур называлось множество. Но все иностранцы. Решение о назначении должно было быть принято на совете директоров, который сперва предполагалось провести 9 марта. Потом перенесли на 10-е. Затем на 12-е. Все это время в спешном порядке велись переговоры как с потенциальными президентами АВТОВАЗа, так и между акционерами.
В итоге 15 марта пресс-служба предприятия официально объявила, что новым, тринадцатым по счету главой АВТОВАЗа станет Николя Мор. Решение вступает в силу 4 апреля 2016 года, когда Бу Инге Андерссон прекратит исполнение своих обязанностей.
До этого назначения 55-летний Николя Мор является генеральным директором Renault в Румынии и одновременно занимает должность президента — генерального директора «дочки» «Рено», выпускающей автомобили под маркой Dacia.
Как говорится в официальном сообщении, перед тем как возглавить деятельность Renault в Румынии, господин Мор был вице-президентом по вопросам производственной эффективности и вице-президентом закупочной организации Альянса Renault-Nissan по силовым агрегатам. Он возглавлял подразделения, отвечающие за производство, закупки, качество и послепродажное обслуживание. До того как присоединиться к команде Renault в 2000 г., г-н Мор работал в компаниях по производству автомобильных комплектующих, таких как Faurecia и Valeo.
Генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов сказал, что перед Мором поставлены задачи создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка, а также обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы. Задачи, публично поставленные перед новым варягом, практически совпадают с теми, что в ноябре 2013 года были заявлены для Бу Андерссона. За прошедшие 2,5 года удалось поставить на конвейер несколько принципиально новых моделей, таких как LADA Vesta и XRAY. И на данный момент заказы расписаны уже на месяц вперед. «Сейчас уже расписан весь апрель», — сообщил генеральный директор «LADA Ижевск» Михаил Рябов, выступая на днях в Москве на Российском автомобильном форуме — 2016. И доля «Лады» на российском пикирующем авторынке 2015 года не критична. И качество продукции медленно, но верно движется вверх.
Только вот тольяттинцам шведский полковник запомнится не этим. А тотальными увольнениями, борьбой за чистоту туалетов, «золотым» переносом производства «Весты» в Ижевск (где до сих пор часть оборудования, вывезенного из Тольятти, пылится в контейнерах), упрямыми и жестокими разборками с российскими поставщиками, приведшими к банкротству многих, нашествием чехов и пусканием под бульдозер и на металлолом дорогостоящих станков из вазовских цехов. Ну и, конечно же, золотоволосой блондинкой Катержиной, которой заводчан пугали, как детей злобной букой. Говорят, лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии. Возможно, время поможет нам оценить гений уходящего шведа. До свидания, Бу. Здравствуй, Николя.
Анна Кондратьева, главный редактор городского еженедельника «Площадь СВОБОДЫ»