Систему дополнительного образования предложили сориентировать на учащихся 9-11 классов и студентов.

Изменения в системе дополнительного образования обсудили на заседании консультационного совета гордумы. Около часа тольяттинские старейшины разбирались, к чему приведут финансовые сокращения в отрасли, и пришли к выводу, что в ситуации, когда общеобразовательные школы воюют со школами художественными, спортивными или музыкальными, бессмысленно искать крайних. А нечто вроде войны между учреждениями действительно имеет место. Дело в том, что простые школы теперь, следуя федеральной образовательной программе, должны обеспечивать учащихся 1-8 классов так называемой внеурочной деятельностью, рассчитанной на 9-12 часов в неделю. По словам заместителя мэра по социальным вопросам Татьяны Лесняковой, это много, и таким образом времени на долю системы дополнительного образования у школьников практически не остается. Вот и идет своего рода война. Дети хотят идти в дополнительное образование и пишут отказы от внеурочной деятельности. А школы получают нагоняй за то, что не могут реализовать это новое образовательное направление. При этом федеральный бюджет говорит: его программу внеурочной деятельности школьники должны посещать обязательно, хотят они этого или нет. А вот с посещением муниципальных учреждений дополнительного образования - как получится. В связи с этим в мэрии приходят к выводу, правильно делают, когда осуществляют сокращения в сфере дополнительного образования, поскольку понимают, что обеспечить прежнюю ее загрузку теперь, скорее всего, не получится.

Совсем другая точка зрения у экс-заместителя мэра по соцвопросам Надежды Хитун. «Если известно, что от федеральной программы не отвертишься, что школьники с 1 по 8 класс будут загружены внеурочной деятельностью, почему мэрия не перестраивает всю систему дополнительного образования? Почему не переориентирует ее на учащихся 9-11 классов и студентов средних специальных учебных заведений?» - такую мысль на заседании консультационного совета озвучила Надежда Ивановна, обратив внимание на то, что старшеклассники и студенты - молодые люди 15-17 лет. А это самый сложный возраст, когда за подростками, возможно, нужен наиболее пристальный контроль.

Идея и впрямь хороша. И представители дополнительного образования ее, как выяснилось, готовы поддерживать. Вопрос - как это сделать.

- В нашем учреждении сейчас занимаются 276 обучающихся этой категории, - пояснила руководитель центра развития творчества детей и юношества «Родник» Ирина Фурман. - Это мизер по сравнению с тем количеством молодежи в возрасте 15-17 лет, которое есть в городе. Почему так мало? Старшеклассники и студенты заинтересованы в более глубоком изучении какого-то предмета. И если сейчас у нас есть наборы технического творчества, то ими нас в 2013 году снабдила область. Кое-что мы добавили своими силами. Но вложений все равно мало. Мы готовы принять большое количество учащихся, мы ходим в школы и колледжи, но к нам не идут, потому что детей нужно очень сильно заинтересовать, а нечем.

Похожее мнение у Ирины Рассохиной, директора дома учащейся молодежи «Икар». По ее словам, учреждения дополнительного образования слишком неприглядно выглядят, для того чтобы к ним шли студенты. Ребята в их возрасте идут на дополнительные занятия осознанно, хотят творить что-то такое, чего на пальцах не сделаешь. И в том же «Икаре», например, основные средства пополнялись только в 2005-2007 годах, да и то за счет экономии на коммунальных услугах в размере 140-160 тыс. руб. То есть город как учредитель за последние десять лет, а то и больше денег на пополнение основных средств учреждения не выделял. А чтобы старших ребят заинтересовать, то же техническое творчество надо не просто создать, а постоянно развивать и модернизировать. Но без денег это невозможно.

Татьяна Леснякова согласилась - предложение о перестройке системы дополнительное образование хорошее. Только есть два «но». Во-первых, откуда взять средства на переподготовку кадров в таком количестве. Во-вторых, где достать ресурс на модернизацию технологической базы учреждений. По словам Лесняковой, старшеклассников и студентов сейчас интересуют образовательные программы с высокими технологиями, чего город себе, к сожалению, позволить не может и решить проблему перевооружения самостоятельно не в состоянии. В общем, будущее дополнительного образования в Тольятти по-прежнему выглядит туманно. Хотя старейшины и уверены: ни копейки с отрасли срезать нельзя, какие бы планы ни строили чиновники.

два школьника и учитель

фото: Площадь Свободы

Юлия Романенко, "Площадь Свободы"

фото: из открытых источников