Исследование аналитического департамента дочерней структуры Сбербанка России показало, что в первом квартале 2015 года люди стали делать покупки, ориентируясь на цену, а не на качество продукта или торговую марку. Покупатели выбирают то, что дешевле.

Производители беспокоятся - старые правила больше не работают. Средства, вложенные в рекламу и маркетинг, не приносят ожидаемой отдачи. В кризисное время даже скидки действуют на покупателей не так, как обычно: как только акция на товар заканчивается, потребители охладевают к продукту, будто никогда его и не пробовали.

Выбор – это стресс
Психолог Владимир Терехов считает, что так проявляется стремление человека к стабильности. По его словам, ситуация выбора - стрессовая, ведь она требует напряжения мысли и воли:
- Человеку проще сделать выбор один раз и просто повторять его в последующих аналогичных ситуациях, так формируется зона комфорта. Уже не нужно тратить силы и заново решать, какой йогурт или сок купить.
По мнению психолога, как только ситуация меняется (растут цены, падает доход и т.д.), запускается механизм переоценки, снова возвращая человека к выбору. Если же условия меняются постоянно, человек будет постоянно менять свои предпочтения.

Погоня за дешевым
Ритейлеры к новым привычкам покупателей относятся сдержанно. Заместитель директора волжского филиала X5 Retail Group («Перекресток», «Карусель», «Пятерочка») по связям с органами государственной власти и СМИ Алексей Сорокин считает, что перемены коснулись отдельных категорий товаров:
- По моему опыту, в супермаркетах «Перекресток» и «Карусель» покупатели больше ориентируются на торговые марки и собственные предпочтения, а в «Пятерочке» люди больше смотрят на цены.
Согласно исследованию Сбербанка, в 2015 году выросло среднее число магазинов, в которые ходит за покупками один человек. Если ранее этот показатель держался на уровне 2,2, то сейчас он равен 2,8. Это признак «погони за скидками».

«Мыльный пузырь» лопнул
В условиях кризиса маркетологам приходится искать новые способы влияния на покупателей. Креативный директор и совладелец агентства брендинга и рекламы LENIN Елена Лукина считает, что для маркетинга наступило «золотое время».
- Раньше было много денег, но их тратили, как попало. «Мыльный пузырь» лопнул, придется работать по-новому, - считает она. - Теперь люди подходят к покупкам более осознанно, им нужно доказывать, почему продукт именно этого производителя лучше. Если конкуренты продают дешевле, объясните покупателю, почему в цене есть эта разница. Если человек не увидит отличий, он не купит то, что дороже. Прошло то время, когда можно было ставить практически любую цену, сейчас только на красивой упаковке далеко не уедешь.
Директор агентства по увеличению прибыли «Донкин и партнеры» Владимир Донкин считает, что не все старые методы перестают работать в кризис.
- Если продукты практически не отличаются по цене, покупатель начинает сравнивать другие параметры. Например, качество упаковки, информацию, которая на ней указана. Если есть знаки «Без холестерина» или «Без ГМО», покупатель легко заплатит за товар на 3% больше, чем за аналогичный, но без таких отметок, - полагает он.

Патриотизм – двигатель торговли
Чтобы поддержать местных производителей, в супермаркетах планируют разместить специальные знаки, по которым покупатели смогут сразу отличить продукты, произведенные в Самарской области. Насколько этот ход оправдан в условиях, когда многие жители региона склонны выбирать, исходя из цены, а не из других свойств товара?
Эксперты уверены, что установка таких знаков сработает, но в роли двигателя торговли должен выступить патриотизм.
- Любовь к малой родине, конечно, создаст определенный эффект, но не стоит забывать, что это лишь маркетинговый ход. Чтобы продукт пользовался популярностью, нужно, чтобы он не уступал или даже превосходил аналогичные товары других производителей в цене и качестве, - подчеркнул психолог Владимир Терехов.
- При прочих равных условиях, товары местного производства будут покупать из чувства патриотизма. Хотя, тут уместнее использовать слово «доверие». Вопрос роста продаж самарской продукции связан с увеличением доверия.
Чтобы производителю доверяли, он должен быть открытым. Есть малобюджетный способ показать такую открытость – проводить регулярные экскурсии на производство. Покупатели смогут своими глазами увидеть, в каких условиях делают тот или иной продукт, оценить его качество, - предложил Владимир Донкин.
- Упор на местные продукты хорошо сработает для людей от сорока лет с доходом «средний» и «ниже среднего», - считает Елена Лукина. - Во-первых, существует убеждение, что местное, значит, свежее. Во-вторых, такие товары будут брать из патриотических соображений, чтобы поддержать свой регион. Сейчас патриотизм - важный для многих фактор.

Комментарии
Валентин Романов, депутат Государственной Думы РФ:
- Девальвация рубля, которая началась в 2014 году, понизила уровень жизни многих россиян. Самарцы - не исключение. За последние месяцы выросли долги по кредитам, по ЖКХ и многим другим платежам. Большая часть населения в отчаянии: люди, которые не могут выплатить возросшие до 120 тысяч рублей ежемесячные выплаты по ипотеке в валюте, каждый день проводят одиночные пикеты около Госдумы.
Потребители, подстраиваясь под ситуацию, отказываются от своих любимых продуктов в пользу более дешевых. Повышение цен в два, три и больше раз стало настоящей трагедией для пенсионеров, живущих на 9000 рублей в месяц. Человек, оказавшийся в непростой ситуации, просто перестанет воспринимать любые рекламные ходы, а будет брать самое дешевое, зачастую пренебрегая качеством. В такой ситуации человек не станет поддерживать местного производителя.

Виталий Коротких, депутат, член комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губернской Думы:
- Кризис сказывается на всех. Цены выросли, а зарплаты у людей - нет, приходится затягивать пояса. К сожалению, это общая ситуация. Мое мнение: все основные проблемы в российской экономике. Ее надо развивать, создавать условия для того, чтобы наша продукция могла конкурировать с импортной, чтобы мы не зависели от курса валют и т.д.  Отмечу, что я с удовольствием стал вместо французского вина пить крымское. По разным причинам — и по качеству, и по цене, и с точки зрения патриотизма. Также мне очень нравятся местные продукты.

Николай Скобеев, депутат Думы г.о. Самара:
- Я стал обращать внимание на цены в магазинах. Раньше стоимость продуктов была примерно на одном уровне, а теперь разница между самыми дорогими и дешевыми стала ощутима. Если раньше я чаще всего ходил в «Остап» рядом с домом, сейчас чаще заезжаю в «Магнит». Сегодня цена – один из главных критериев при выборе продукта. Не важно - региональный производитель, российский или зарубежный.

Дмитрий Пенкин, депутат думы Ставропольского района г. Тольятти, предприниматель:
- Раньше я больше смотрел на бренды, сейчас все чаще обращаю внимание на стоимость. Изменился и ассортимент моих покупок. От некоторых продуктов (например, от говядины) я вовсе отказался – перешел на куриное мясо. Фрукты, овощи я теперь покупаю на рынках или в супермаркетах, в зависимости от цены и качества. Часть особенно дорогих продуктов местных производителей я также заменил на более дешевые. Поддерживать регионального производителя, конечно, хочется, но колется.

Павел Зелюков, депутат Думы г.о. Сызрань:
- Экономическая ситуация на меня, как на человека со средним доходом, конечно же повлияла. Я начал отказывать себе во многом. За год я обзавелся картами на скидки практически каждого супермаркета. Если вижу товар по акции, очень часто покупаю его про запас. Или, бывает, беру продукт непривычной марки, который сегодня продается по выгодной цене. Но, как и у всех, остались товары, которые я пока не готов променять на что-то другое. Просто уверен в их качестве и не стану отказываться от них, пока это возможно. Думаю, многие с радостью перешли бы на качественные продукты местных производителей. Для этого им не нужно масштабной рекламной компании. Просто нужно делать нашу продукцию доступной, чтобы на прилавках можно было найти товары разных региональных поставщиков по приемлемым ценам.

Игорь Ермоленко, председатель Самарского регионального отделения партии «Яблоко»:
- В отношении покупок продуктов у меня ничего не изменилось: я продолжаю покупать товары тех же производителей, что и обычно. Разве что из-за санкций пропало несколько продуктов из-за рубежа, но им нашлась замена. Что касается продвижения региональных производителей, я считаю - это неплохо. Когда вижу отметку, что продукт изготовили в нашей области, беру его хотя бы просто на пробу. Правда, если цена не оправдывается качеством, покупать его я больше не стану.

Вадим Чумак, ректор Международного института рынка, доктор социологических наук:
- Мои предпочтения в еде никогда не были экзотическими, поэтому экономическая ситуация не сильно отразилась на моей продуктовой корзине. Я продолжаю покупать привычные товары в привычном магазине. Разъезжать по разным супермаркетам, в поисках низких цен не вижу смысла: денег на дорогу уйдет столько же, сколько сэкономишь. Что касается местных производителей, я и моя семья всегда покупали молочную продукцию из Пестравки. Мы не начали вдруг поддерживать местных производителей, главные критерии те же - цена и качество. Думаю, остальные самарцы руководствуются теми же принципами. Поэтому специальные знаки, указывающие на то, что продукт сделан в Самарской области, не сработают, если при этом продукция низкого качества и продается по завышенной цене.

масло молоко хлеб мясо

фото: ruinformer.com

 

газета "Самарские известия"

фото: из открытых источников