Коммерсантам так удобнее

Новости Тольятти augustnews.ru

Тольяттинские власти ликвидируют социально значимые, но не прибыльные маршруты городского транспорта.

Мэрия Тольятти ликвидировала социально значимый автобусный маршрут № 141. В начале года, когда в Тольятти только вводили в действие новую маршрутную сеть городского пассажирского транспорта, чиновники неоднократно и во всеуслышание заявляли о том, что новшества вводятся не только из экономической целесообразности, но и для удобства пассажиров. Среди них особое внимание пенсионерам, инвалидам и иным льготным категориям граждан, которые имеют право на бесплатный проезд при предъявлении социальной карты жителя Самарской области.

В том числе и для дополнительной поддержки таких пассажиров с 1 января 2015 года в Центральном районе заработал новый автобусный маршрут № 141. Ездил он по кругу от улицы Баныкина до улицы Баныкина и связывал улицу Льва Толстого и микрорайон Северный с такими социально значимыми объектами, как больница, поликлиника, почта и т.д. Идея заключалась в том, чтобы обеспечить жителям отдаленного микрорайона беспересадочный проезд к объектам районной социальной инфраструктуры. Прежде всего, конечно, пенсионерам и инвалидам, для которых любая лишняя посадка в автобус – тяжелый труд и масса неудобств. И все бы ничего, но по 141-му маршруту автобусы не проработали и года – распоряжением мэрии г.о. Тольятти их исключили из маршрутной сети городского пассажирского транспорта. Почему? Все дело в том, что маршрут, как утверждают чиновники, пассажирами оказался не востребован. На это, отмечают в мэрии, указало обследование пассажиропотока по маршруту № 141, которое проводилось с 28 сентября по 3 октября 2015 года.

Мониторинг показал, что среднее количество пассажиров на один рейс по маршруту № 141 составило на момент проверки три человека. На остановке «Проезд Урожайный» по улице Уральской за все время проверки вошли либо вышли пять пассажиров; на остановке «Магазин Автолюбитель» не вошло и не вышло ни одного пассажира; пассажиропоток на остановках по улице Льва Толстого и бульвару 50 лет Октября составил один-два человека на рейс; на остановке «Индустриальный техникум» за весь период проверки 141-м автобусом воспользовались суммарно шесть человек.

На основании проведенного анализа в мэрии, собственно, и пришли к выводу, что пассажиропоток по маршруту № 141 практически отсутствует. А нет пассажиров – не нужен и сам маршрут. Тем более что транспортную доступность улицы Льва Толстого и социально значимых объектов прекрасно обеспечивают другие автобусы.

Скажем, до поликлиники на улице Горького можно доехать на автобусах № 114 или 131; до детской многопрофильной больницы и бульвара 50 лет Октября – на автобусах № 93, 107 и 131, правда, с пересадкой: сначала до остановки «Техучилище» на улице Ленина, а оттуда – на автобусах № 13, 124, 127 или 132. На всех этих маршрутах, уточняют в мэрии, действуют социальные карты. Так что все удобства для льготников, убеждены чиновники, сохраняются.

На первый взгляд картина получается складная. Пассажиры не едут, выгоды нет – зачем содержать нерентабельный маршрут. Загвоздка только в том, что работу 141-х автобусов обеспечивал частный перевозчик, который, на минуточку, выходил на торги и сражался с конкурентами за право работать на пассажирских перевозках по заданию мэрии. А поскольку лоты, которые выставлялись на конкурс, формировались заранее, перевозчик прекрасно знал, что в нагрузку к выгодным маршрутам ему прибавят и то, что невыгодно. Зачем же, спрашивается, зная об этом, надо было вообще заявляться на конкурс? Чтобы потом избавиться от убыточной нагрузки и оставить за собой только прибыльные автобусы? Но по этой логике, опираясь только на экономическую составляющую, можно запросто закрыть и другие заведомо убыточные маршруты. Взять хотя бы маршрут № 149, который связывает Комсомольский район и поселок Поволжский. Перевозчики-коммерсанты неоднократно жаловались, что работать на нем невыгодно – слишком велико расстояние между Комсомольском и соседним микрорайоном. Быть может, в следующий раз мэрия прикроет и его? Или для жителей Поволжского, которые ничем не отличаются от остальных тольяттинцев, будет установлена иная, более высокая стоимость проезда?

Странная, в общем, ситуация получается. Вместо того чтобы заставить коммерсантов уважительно относиться к льготникам, не проезжать мимо стоящих на остановках стариков и не посылать по матушке несчастных пенсионеров с социальными картами, чиновники просто-напросто ликвидируют маршруты, которые перевозчикам невыгодно обслуживать. Но не пора ли предпринимать другие меры и, например, расторгать договоры с частниками, на которых чаще всего жалуются тольяттинцы? О том, что такая работа предусмотрена, в начале года тоже было много разговоров. Но дальше слов дело так и не сдвинулось…

фото: Площадь Свободы

Иван Дмитриев, “Площадь Свободы”