Похоже, всё идет к тому, что называться автомобильной столицей нашему городу осталось недолго. В 2016 году отгремят праздничные фанфары по поводу полувекового юбилея АВТОВАЗа, и вполне возможно, что история отечественного автопрома начнет новый отсчёт.

«Верхи» не смогли

Еще несколько лет назад практически каждый второй тольяттинец работоспособного возраста имел отношение к производству автомобилей: одни трудились на градообразующем предприятии, другие – в компаниях, производящих комплектующие к отечественным легковушкам, третьи производили специальную технику на базе вазовских автомобилей. Сегодня президент АВТОВАЗа руководит оставшимися от 110-тысячного коллектива 45 тысячами человек из Ижевска, а части дочерних и смежных тольяттинских предприятий грозят банкротство и ликвидация.

О печальной участи коллектива «АвтоВАЗагрегата», который насчитывал более тысячи человек и который, по последним данным, в начале нового года уведомят о стопроцентном сокращении, известно многим. Рассказывали наши корреспонденты и других изданий о том, что его сотрудники с начала лета не получают зарплату, что имеются уже факты суицида из-за невозможности людей платить по счетам и кредитам. Да что там рассказывать! Примерить бы такое положение дел на руководителей, загнавших людей в тупиковую ситуацию… Считается, что банкротство предприятия – результат конфронтации Бу Андерссона и компании «Ростех», которые не смогли договориться о закупочных ценах на автокомпоненты, производимые «АвтоВАЗагрегатом».

Кого увольнять будут?

И вот на очереди новое предприятие – «ВИС-Авто», которое, судя по всему, тоже может попасть под «хлеборезку» Бу Андерссона. «Дочку» АВТОВАЗа – производство пикапов и фургонов – по слухам, планируется перевести на вазовский конвейер, поставив его на нитку «Приоры». Из 400 человек персонала «ВИС-Авто» большинство живут в Старом городе или Комсомольске, ведь производство пикапов расположено на стыке этих двух частей города – улице Индустриальной, и понятно, что для людей такой переезд производства будет неудобен. Но сегодня в Тольятти не та ситуация, когда работу ищут лишь вблизи от дома. Проблема в другом – на АВТОВАЗ всех не возьмут. Ведь на нитке конвейера, где собиралась «Приора», есть свои рабочие, которых нужно будет уволить, прежде чем перевести сюда с «ВИС-Авто», либо сократить тех, кто работает ныне на производстве пикапов. На АВТОВАЗе сокращать в открытую вряд ли будут после жестких высказываний главы «Ростеха» Сергея Чемезова.

Напомним, что планы АВТОВАЗа по сокращению сотрудников в 2016 году в начале ноября вызвали критику со стороны главы «Ростеха» (госкорпорация владеет блокирующим пакетом завода). Чемезов тогда отмечал, что «надо было действовать более аккуратно, деликатно», и говорил о необходимости провести «воспитательную работу» с руководством завода. Была она произведена или нет, об этом не сообщалось, однако слухи о массовых сокращениях на АВТОВАЗе в 2016 году прекратились, зато информация о смене места дислокации производства пикапов, напротив, настойчиво звучит на «ВИС-Авто». А после собрания совета директоров, состоявшегося в последний день осени, стала еще более тревожить коллектив.

Давши слово – держи!

Источники, близкие к руководству предприятия, сначала сообщали о планах по снятию с производства «Приоры» и консервации этой нитки конвейера, а также закрытию опытно-промышленного производства (ОПП), где собиралась пятидверная «Нива» – ВАЗ-2131. Объяснялось это тем, что якобы спрос на «Приору» в последнее время заметно упал (несмотря на то, что именно эта модель признана автоэкспертами одной из самых покупаемых отечественных подержанных машин), а с запуском в производство «Весты» перспективы выпуска этой модели становились еще более сомнительными. Однако впоследствии вазовский менеджмент нитку по производству «Приоры» предложил не консервировать, а загрузить производством пятидверной «Нивы», а в перспективе – дешевой (до 350 тыс. руб.) модификацией «Приоры».

После заседания совета директоров, состоявшегося 30 ноября, Бу Андерссон предложил новый вариант реорганизации заводских площадок, заключающийся в переносе на «приоровскую» нитку «Урбана», спортивной «Гранты» и линейки пикапов и фургонов, выпускаемых на предприятии «ВИС-Авто». LADA Sport и «ВИС-Авто» – дочерние структуры АВТОВАЗа, и что ждет эти компании в случае реализации плана Андерссона – вполне предсказуемо.

Однако в устной беседе с руководством «ВИС-Авто», которая имела место еще до заседания совета директоров, президент головного предприятия обещал, что предприятие продолжит работать в прежнем режиме в случае успешного выполнения госзаказа. Госзаказ включал в себя поставку по линии МВД несколько видов пятидверной «Нивы», в том числе 250 фургонов для перевозки служебных собак, которые и были изготовлены на «ВИС-Авто». Получается, что на тольяттинском предприятии не подвели и госзаказ выполнили точно в срок, а вот что касается шведа, сдержит ли он свое устное обещание, покажет время.

символ автомобильного завода

фото: ТН

Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор», № 42 (391), 28 декабря 2015 года

фото: из открытых источников