По нехитрым подсчетам экспертов, за минувший год убытки автогиганта составили порядка 80 млрд рублей. Если же смотреть на последнее развитие событий, то складывается впечатление, что подобная ситуация вполне устраивает нынешнее руководство завода.

Судите сами: при таких невеселых финансовых показателях за рубежом предприятие просто-напросто закрывается. У нас же… готовится к празднованию юбилея, который растянется аж на долгих пять лет.

Всех, кого можно, – сократить

Интересно, кто оплатит этот «банкет»? Конечно же, рабочие. Вы спросите, как? Да всё просто – сокращения. Напомню, в № 33 от 2016 года газеты «Самарское обозрение» была подробная статья о сокращениях на ВАЗе в период с 2015 по 2016 год. Только по официальным данным на сегодняшний день на предприятии осталось 43 824 рабочих (ранее было 50 046 человек). Но самое страшное, что к концу 2016 года завод останется с 26 тысячами заводчан, а еще 18 000 попадут под очередное сокращение. Вот уж, действительно, есть что отметить! Кстати, есть подозрительная тенденция: чем больше денег получает завод, тем меньше у этого завода остается рабочих… Едят они там, что ли, наши трудовые книжки?.. Не суть, нет человека – нет проблем, и зарплату платить не надо – экономия.

А тем, кто останется, – урезать

А давайте-ка разберемся, откуда у правительства деньги на АВТОВАЗ, да и есть ли они там вообще? Арифметика проста: с февраля 2016 года была введена четырехдневная рабочая неделя. В результате заводчане недополучили около 20% своей зарплаты, что в денежном эквиваленте примерно 13,5 тысячи рублей.

Сейчас руководство завода держит курс на трехдневную рабочую неделю, а это еще минус 25%, или 10 тысяч от оставшейся суммы. Итого: 45% оплаты труда за пятидневку просто срезано.

Отдельного разговора заслуживает корпоративный отпуск рабочих. По нашим подсчетам, работник, получающий 20 тыс. рублей, в зимние каникулы теряет около 3,5 тыс. руб. Прибавим сюда ежегодно «съеденные» отпускные, больничные и прочие выплаты. Плюсуем и дни вынужденного простоя по вине работодателя (2/3). В итоге на руки работяге остается, мягко говоря, немного. Если рабочему не платить, то и на праздник останется. Ну, менеджеры себе на гулянку сэкономили, а рабочий отдыхает за свой счет…

Борьба с сокращениями

Мало кто знает, что завод не имеет права отправлять своего сотрудника в зимний корпоративный отпуск без его добровольного согласия. А оно подписывается ежегодно, а не раз в три года, как врут цеховые управленцы.

За все время работы нашего профсоюза нам немало приходилось сталкиваться с подобными историями, и частенько от таких вот «отпусков» мы народ спасали.

К примеру, в 2015 году работник цеха 24Р10 отказался идти в зимний корпоратив. В результате все эти дни он просто находился на рабочем месте. Сидеть без дела оказалось скучно. Тогда прибегли к трудовому законодательству, написали жалобу Бу Андерссону о том, что сотрудник завода не может находиться на рабочем месте без света, тепла и ответственного представителя работодателя. Так и обеспечили всем необходимым. В итоге заводчанин получил свою зарплату, в то время как его коллеги разглядывали пустые расчетные листы. В январе 2016 года в отпуск отказались идти уже 11 человек из бригады 011 цеха 24Р10. Страхов на них нагоняли, пугалками пугали… А сломить не сломили.

В последнее время мне жалуются на то, что на заводе цеховым менеджерам якобы дали отмашку избавляться от своих работников путем запугиваний и провокаций (избавился - получил премию). Как правило, в ход идут сфабрикованные прогулы, фиксация якобы нетрезвого состояния рабочего (что на самом деле маловероятно). Чаще всего оформляют три распоряжения о нарушении внутриобъектового режима, техники безопасности и прочую ерунду.

Так, к примеру, пытаются разогнать народ в цехе 0963. У трех работников скопилось аж 37 таких распоряжений! Контролера Людмилу Щетинину заставили написать четыре пояснения о пропуске дефектов. Причем требования мастера Пташкограя уже не блещут фантазией. В последней бумаге он бесхитростно заявил: «Прошу дать объяснение, почему пропускали дефекты с 25 апреля по 25 мая 2016 г.». Где пропускала, какие дефекты?.. Не важно – пропускала, и точка! Все эти переписки мы не только бережно храним, но и методично отрабатываем, отправляя лично руководителю завода, требуя разъяснить ситуацию. Поговаривают, что в канцелярии Мора даже специального сотрудника посадили, основная обязанность которого – принимать весь поток документации от профосюза «МОЛОТ».

Но беда нынешних горе-начальников в том, что все эти контролеры – первичная организация «МОЛОТа», а значит, находятся под защитой профсоюза. Выпустили первое распоряжение против наших – сразу же получили исковое заявление в суд, а для юристов ВАЗа такие походы уже просто эпидемия. Благодаря нам они практически живут в стенах Автозаводского суда.

Справедливости ради заметим: еще ни один представитель «МОЛОТа», работающий на заводе, не был уволен или сокращен. Впрочем, и на других предприятиях мы не расслабляемся. Например, на жигулевском заводе «ЦИТОС», который сейчас находится в процессе ликвидации, осталось всего 30 работников. Среди них – весь наш профком, за исключением лишь одного человека, решившего уйти добровольно, поменяв работу на выплаченные несколько окладов.

На днях одна из представительниц СКП обвинила меня в популизме. В частности, разговор шел о цехе-призраке № 49-1. Женщина рассказывала, что работники цеха № 42-2 переведены в № 49-1. Там они сидят без каких-либо распоряжений, их попросту бросили и не обеспечивают работой.

Поясню: до тех пор, пока заводчане не являются членами нашего профсоюза, я не могу вставать на их защиту и предпринимать какие-либо попытки официального вмешательства в ситуацию. Но сама постановка вопроса не давала мне покоя. Решил приехать, поговорить с народом. Оказалось, к серьезным действиям они еще не готовы. Значит, еще не дошло. Когда уволят – дойдет, но будет поздно.

Человек я или тварь дрожащая?!

Хочу обратиться еще раз ко всем, кто переживает за свою работу. Посмотрите, что происходит вокруг: безработица к концу года перейдёт критическую отметку. Если кто-то надеется уехать и спастись в мегаполисах – оставь надежду всяк туда входящий. Сегодня даже Московский метрополитен митингует. На одной из станций метро из 100 работников сократили 84, оставив всего 16 человек. Это та самая «оптимизация». Ребята, если вы оплачиваете гулянку начальникам, то и о себе не забудьте! Распорядитесь своим правом на труд! Сохраните свое рабочее место! Ведь на плаву останется только тот, кого тяжело уволить, кого защитят их депутаты и профсоюзы. А если мы не объединимся – нас добьют.

Автор: Председатель общегородского независимого профсоюза «МОЛОТ» Вячеслав Шепелев

Источник: «Тольяттинский навигатор», 14-06-02016navigator-tlt.ru/index.php/v-tolyatti/item/3841-otkuda-berutsya-dengi-na-prazdniki-v-krizis

люди ищют работу

фото: Площадь СВОБОДЫ

фото: из открытых источников