Когда начинать водить ребенка в театр, филармонию, музей, цирк

У многих родителей возникает закономерный вопрос, когда начинать водить ребенка в театр, филармонию, музей, цирк и т.д. С чего лучше начинать? Эти вопросы возникали и у меня. Про цирк, кукольный театр понятно, а вот серьезные театры – драмы, оперы и балета? Поделюсь своим опытом.

С чего начать

Начали мы с дочкой с театра оперы и балета. Тем более что там есть специальный детский репертуар: «Карлсон, который живет на крыше», «Кошкин дом», «Золотой ключик», «Бременские музыканты», «Фея кукол», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о царе Салтане». Пока были только на двух представлениях: на балете «Белоснежка и семь гномов» и мюзикле «Карлсон, который живет на крыше». Когда мы туда пришли в первый раз, я поняла, что мы опоздали. Нет, не на представление. На первый раз. Дочке уже было шесть с половиной лет, а туда приводят совсем малюток, и представьте, они высиживают до конца!

Хочу сразу сказать, что поход в оперу – большое удовольствие.
Красота там необыкновенная! Дочка с восхищением разглядывала огромные люстры на высоченных потолках, расписные балконы, красный бархатный занавес, украшенный золотыми узорами. Все новое, красивое, торжественное. Дочка недоумевала, что мы делаем внизу (в партере), а не на балконе. Ведь там, наверное, так интересно!

Для всей семьи посещение этого театра – выход в свет. Родители приносят с собой платья девочкам, костюмы мальчикам. В специальных примерочных перед зеркалом детей переодевают и переобувают. Такими красивыми они идут в зал в сопровождении мам, для которых это тоже большое удовольствие и возможность принарядиться, отвлечься от повседневных забот.

Основные правила

Прежде чем идти в театр, я проинструктировала дочку насчет основных правил поведения. О том, что в театре нельзя громко разговаривать, это мешает зрителям и актерам. Что там специальная акустика, поэтому везде все хорошо слышно. Рассказала, что до своего места нужно проходить лицом к сидящим, что телефоны отключают, что нельзя фотографировать во время представления.

Накануне можно вместе почитать Григория Остера и его вредные театральные советы:

«Посещайте почаще
Театральный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода.
Как дрова на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль.
Не просите билеты
На балкон и в партер,
Пусть дадут вам билет
В театральный буфет.
Уходя из театра,
Унесете с собой
Под трепещущим сердцем,
В животе, бутерброд».

Правила поведения в театре я знала еще с детства. Но довольно трудно чему-то научить ребенка, когда взрослые вокруг эти же правила нарушают. На первом представлении рядом с нами мамочка сверкала вспышкой во время спектакля, пока капельдинер не стала показывать ей знаками, что это запрещено. А на втором представлении женщина посадила рядом с нами двоих детей – мальчика и девочку, а сама стала уговаривать мужчину, который сидел через проход в этом же ряду вместе с семьей, пересесть куда-то назад. Мужчина недоуменно на нее смотрел и не понимал, чего от него хотят. Тем временем занавес поднялся, актеры вышли, но женщина не унималась. Она говорила, что дети одни сидеть не могут, они буду оглядываться и мешать им. Тут вмешалась работница театра. Следует отдать должное, в последнее время хранительницы тишины и порядка стали более терпеливыми. Сервис обязывает. Но мне ее стало жаль. У нее уже пар шел из ушей, но она продолжала улыбаться и терпеливо слушать беспокойную женщину. Почему они не решили свои проблемы, пока горел свет, и представление не началось? В конце концов, когда они покупали билеты, видели же, что места в разных рядах! Наконец они свою проблему решили просто. К девочке подсадили взрослого, а мальчика забрали наверх.

Зал вздохнул с облегчением. Представление продолжилось, и мы скоро забыли об этом. Актеры были на высоте, прекрасные и яркие декорации, великолепные костюмы – все нам понравилось.

Ориентир – на ребенка

Что могу посоветовать начинающим, таким, как мы? Во-первых, вы лучше знаете своего ребенка, сможет ли он высидеть до конца спектакля. Дети разные: есть усидчивые, есть подвижные. Последним, наверное, лучше повременить. Начинать лучше с коротких представлений, места берите поближе к сцене. Боитесь не усидеть – выбирайте кресла около выхода. Ничего страшного, если придется уйти пораньше. Мы начинали с балета «Белоснежка и семь гномов», потому что он длится сравнительно недолго – один час (многие детские спектакли там идут от полутора до двух часов).

Не забудьте рассказать о специфике балета, что там только танцуют, о языке танца. А то я вроде бы все рассказала, но это упустила. Чувствую, ребенок недоумевает: «Тут без слов?» – не выдерживает. «Да, – шепчу, – смотри внимательно». Дочка ходит на гимнастику, и балет ей в общем понятен.

Перед спектаклем желательно освежить текст. После представления непременно обсудите увиденное: «Тебе понравилось? Что тебе понравилось больше всего? Какой герой был близок? Почему? Ты все понял? Что тебе было непонятно?» Так ребенок учится понимать произведение искусства, воспринимает увиденное осознанно, учится размышлять.

На мюзикле было проще, потому что герои там не только поют, но и разговаривают. Сюжет спектакля был понятен, так как мы недавно прочитали книгу, да и мультфильм смотрели. Ребенку очень понравился Карлсон и его розыгрыши. Особенно один, с креслом. Дочка посмеялась от души. Удивительно, но у юной публики восторг вызвала Фрекен Бок! Она вышла очень даже обаятельной и вовсе не злой. Актриса играла, действительно, бесподобно! Спектакль длился полтора часа, и дочь уже проявляла признаки усталости: приподнималась, потягивалась. Ничего, считаю, в этом страшного нет. Некоторые родители брали детей на руки, что тоже помогает досидеть до конца. Юная публика реагировала во время спектакля заразительным смехом и вскриками. На детских спектаклях так и должно быть. На ответный отклик и рассчитано любое произведение искусства. Дети не умеют сдерживать эмоции, вот так и откликаются, особенно малыши. Просто им нужно временами подсказывать, чтобы очень не расходились. Постепенно они сами научатся себя вести правильно.

Когда уходили, спросила, еще пойдем? Конечно! Ведите и вы детей в театры, филармонию. Уверена, приобщать ребенка к культуре никогда не рано. Постепенно он учится вести себя в общественных местах, начинает понимать язык искусства, у него формируется вкус, чувство прекрасного, развивается воображение, расширяется представление о мире. Свидание с искусством всегда полезно и очень приятно.

Советы начинающим:

1. Заранее приобретайте билеты. На некоторые спектакли их лучше покупать за несколько месяцев.

2. Начинать лучше с коротких спектаклей.

3. Берите место поближе к сцене. Или около выхода, если думаете, что ребенок не высидит все представление.

4. Расскажите ребенку заранее о правилах поведения в театре (детям постарше можно рассказать и о строении зрительного зала, что такое партер, балкон, ложа бенуар, сцена, оркестровая яма).

5. Прочитайте заранее источник, по которому поставлен спектакль.

6. Не забудьте обсудить спектакль после просмотра.

мама сребенком в театре

фото: udivi-gorod.ru

Любовь Зайцева, учитель русского языка и литературы, “Самарские известия”

фото: из открытых источников