“Когда деньги-то будут?”

Новости Тольятти augustnews.ru

– Я хочу поздравить вас с Днем строителя и пожелать благополучия! – эти слова из уст руководителя компании «Автозаводстрой» Игоря Кадырова, обращенные к почти полгода сидящим без зарплаты сотрудникам, прозвучали как издевательство.

Однако на встрече с трудовым коллективом (она состоялась в актовом зале одного из колледжей) он не просто их произнес, но и улыбался при этом, долго объясняя рабочим, что является такой же жертвой обстоятельств, как и они сами.

Созданный в 1967 году «Автозаводстрой» много лет был крупнейшей в городе компанией, которой доверяли возведение промышленных, спортивных культурных и прочих объектов. Работой его сотрудников были довольны как при СССР, так и позже, когда стали выполнять заказы частных (в том числе иностранных) инвесторов. По сути ни одно крупное строительство без «Автозаводстроя» не обходилось, о чем не преминул напомнить своим сотрудникам Кадыров, подчеркивая тем самым значимость организации. За последние 15 лет (именно столько он является руководителем) возводили совместное предприятие «GM-АВТОВАЗ», корпус «Калины» на ВАЗе, торговые центры «Парк Хаус», «Метро», «Лента», «Касторама» и так далее.

– Сейчас ситуация сложная, – перешел Кадыров к главному. – Первый серьезный удар мы получили, закончив строительство «Лада-Арены» с убытком в размере более 800 миллионов рублей. Заказчик нам недоплатил, а попытки договориться в досудебном порядке ни к чему не привели. Обращались в более чем 30 инстанций, да и губернатор лично мне обещал помочь, но ничего кроме сочувствия мы не дождались. Сейчас готовим иск в адрес правительства Самарской области (именно региональные власти выступали заказчиком «Лада-Арены», – прим. авт.) на сумму более чем в миллиард рублей.

Все это как-то можно было бы пережить, однако появилась другая проблема, обусловленная разрывом отношений с предприятием «GM-АВТОВАЗ», с которым у нас был контракт на строительство производства кузовов. Господин Гловер жал мне руку и говорил, что к концу декабря (2014 года, – прим. авт.) они начнут нам платить, однако потом началась свистопляска с валютой и вопрос стали постоянно откладывать, а в марте вообще расторгли договор. Американцы заявили, что ничего платить не собираются, несмотря на то, что имеется акт выполненных работ. Ситуация осложнялась тем, что нас кредитовали банки, которым мы задолжали более миллиарда рублей.

Рабочие слушали речь Кадырова без особого интереса. Во-первых, он уже не первый раз все это рассказывал, а во-вторых, простым работягам гораздо интереснее знать не о тяжбах с американцами, а о том, когда они наконец смогут принести домой заработную плату…

– Так деньги будут или нет? – не выдержав, спросил кто-то из зала.

Вместо конкретного ответа директор сказал:

– Нам ничего не остается, как согласиться на процедуру банкротства… Конечно, это серьезный удар по имиджу, так что мы решили переименовать нашу головную компанию (на которой все долги) и теперь она называется «Промышленное строительство». На сегодняшний день нам должны 1,9 миллиарда рублей, а мы должны кредиторам гораздо меньше. То есть если сможем вернуть деньги, то не только долги по зарплате погасим, но и развиваться станем!

Кадыров долго рассказывал о том, как он собирается спасать трудовой коллектив. По его словам, удалось договориться с двумя заказчиками, которые готовы сами покупать материалы, а по итогам месяца давать денег на зарплату рабочим. Директор даже начал вдаваться в коммерческие подробности, пытаясь показать, что о людях он думает в первую очередь. Стоявшие рядом со мной мужики лишь тихонечко вздыхали да периодически полушепотом язвили в адрес руководителя. Он тем временем продолжал свою речь:

– Очень сильно нас спасает «КуйбышевАзот». Денег за ранее выполненные работы дали дополнительно, а сейчас готовы забрать у нас часть активов (14 единиц техники) по хорошей рыночной цене. Это поможет закрыть задолженность по зарплате за март и апрель.

Часть людей в этот момент оживились, но кто-то все-таки поинтересовался:

– Когда деньги-то будут?

– Примерно 25-26 августа, но пока сложно назвать точную дату, – ответил Кадыров, после чего рабочие снова погрустнели. – Мы готовы совершить сделку в любой момент, но счета арестованы, а на продажу техники введены ограничения со стороны судебных приставов. Мы надеемся, что этот вопрос будет решен в суде 17 августа. Я лично звонил на «КуйбышевАзот» и просил руководство, чтобы зарезервировали для нас деньги. Ведем переговоры и с другими покупателями дорожной техники.

Нельзя сказать, что рабочие услышанным остались удовлетворены. Некоторые даже рискнули упрекнуть Кадырова, на что он отреагировал довольно резко:

– Иди, встань сюда, поработай! А я посмотрю!

Занять директорское место никто не решился, тем более после его заявления о том, что сам, мол, сидит без зарплаты.

– В одной же упряжке мы! – призывал он к сознательности подчиненных, просил, чтобы не занимались саботажем.

– А мне что делать? – задал вопрос один из рабочих. – Долгов больше 60 тысяч. Из банков звонят, грозят штрафными санкциями и судами. Ребенок в детском саду в долг ест! А я хожу и говорю им всем, что начальство обещает на следующей неделе денег дать. Уже не первый месяц хожу и говорю! Мало того, я тут посчитал и пришел к выводу, что деньги, которые вы мне должны по зарплате, не перекроют имеющихся у меня долгов. И все из-за того, что у вас какие-то проблемы с Меркушкиным или еще с кем-то…

– Лично перед вами извиняюсь, но что я могу сделать? – ответил Кадыров. – Я тоже многим должен, но сказал своим кредиторам следующее: «Ребята, я честный человек! Хочу работать в этом городе и дальше, так что можете не сомневаться, что как только получим деньги – компенсируем ваши проблемы в полном объеме!» Вы мне сейчас свою беду рассказали, а хотите мою послушать? Главный бухгалтер не даст соврать. Кредитов набрали на миллиард 200 миллионов рублей, и во всех банках я выступал персональным поручителем. Все мое личное имущество в ближайший месяц будет описано. Мне так и сказали: «Готовься к исполнительным листам!» И ведь не я во всем этом виноват, а американцы и господин Меркушкин!

Особо недовольным главный начальник прямо предложил уволиться, напомнив к тому же, что такая возможность у них была еще в марте. То есть если бы ушли, то и долгов бы по зарплате не было…

– Ничего себе заявление, – сказал хмурый мужчина, стоявший рядом со мной. – Сами сначала обещали, говорили: «Ну вы уж нам поверьте!», а теперь упрекают: «Зачем вы нам поверили? Надо было еще в марте увольняться!»

Один из работников приехал на встречу на велосипеде. Он оставил его на первом этаже, а переднее колесо открутил (видимо, чтобы не стащили) и взял с собой в актовый зал. Так и стоял рядом с ним, пока Кадыров отвечал на вопросы финансово неблагополучных сотрудников. Чуда не произошло и хруста заветных купюр люди так и не услышали, а ведь так хотелось получить хоть что-то к профессиональному празднику… После завершения собрания оратор поспешил побыстрее скрыться, а рабочие еще долго стояли на улице возле колледжа, делясь впечатлениями.

– Странный он какой-то! – грустно произнес один из них (видимо, про директора). – То говорит, что технику всю распродает, то тут же заявляет, что ведет переговоры с какими-то новыми заказчиками… Чем работать-то собирается?

– Да ладно тебе, Сашка! – махнул рукой другой. – Мы же решили, что не будем с ним больше связываться! Главное, чтобы деньги отдал, которые должен!

фото: Площадь Свободы

автор: Илья Просекин, «Вольный город»