Каждый человек – поэт, каждый поэт – человек

Молодая поэтесса Алена Бударина выиграла грант на проведение в Тольятти фестиваля медиа-искусств и готовит еще несколько культурных проектов.

Июньский молодежный форум «iВолга» подарил тольяттинке Алене Будариной возможность получить грант для реализации своего проекта с незаурядным названием «TXT – лаборатория медиатекста». Причем под медиатекстом в данном случае подразумевается все, что не ограничено простым, сложенным из букв текстом в привычном его понимании, а дополнено различными символами в виде пластики тела, видеоизображений, инсталляций и т.д. Можно сказать, что это своего рода вызов современности, демонстрирующий, что текст можно воспринимать не только как набор букв и слов, но и как отдельный вид искусства. И этот вызов, по мнению Алены Будариной, формирует потребность в выработке новых подходов в работе с традиционными текстами. О том, как молодая поэтесса планирует развивать эту незаурядную тему в Тольятти и каких еще сюрпризов можно ожидать от автора проекта, корреспонденты побеседовали с молодой поэтессой.

– Алена, как проходила твоя смена на форуме «iВолга»? Какие остались впечатления от выступавших перед вами лекторов и от товарищей по ремеслу?

– Когда я ехала на «iВолгу», ожидала ощущения детского лагеря. В принципе, вся атрибутика там присутствовала: подъем по расписанию, общая зарядка, шествия с кричалками. Те ребята, которые с детства любили лагеря, с удовольствием все это поддерживали. Хотя лично для меня этот антураж быстро ушел на второй план. На форуме я участвовала в смене «Культурный бум». Увидела в анонсе, что в команде этой смены лидером заявлен Михаил Савченко, руководитель Самарского музея модерна, который очень близок мне по духу. В той же команде были Сергей Баландин, куратор галереи «Виктория», и Екатерина Орлова, заместитель руководителя литературного музея. В общем, люди, за творчеством которых я слежу и восхищаюсь. Я точно знала, что мне надо непременно попасть именно в их смену, и не пожалела: все время, пока была на форуме, просидела на лекциях с широко открытыми глазами, исписала целый блокнот. Было ощущение, что все сделано для меня!

– Кто еще участвовал в «Культурном буме»?

– Очень много замечательных людей. Например, Наиля Аллахвердиева, которая рассказала про направление «паблик-арт» – про то, как публичное городское искусство меняет восприятие места, изменяет действительность. Еще когда я ехала на форум, то думала, какого современного художника я могла бы назвать автором, за которым могу следовать и который цепляет меня каждой своей работой. Решила, что это Тимофей Радий. Приезжаю на «iВолгу», беру программу – и вижу там его имя! А самое главное, каждый лектор был открыт для общения с форумчанами, так что с любым из них можно было запросто обсудить свой авторский проект.

– Как ты в целом ощущала себя на форуме?

– Наверное, мне повезло, что я приехала на мероприятия со своим фундаментом, с той взрыхленной почвой, которая позволяла понимать все, о чем говорили на лекциях, и вариться в этом. Но были и те ребята, кто с трудом воспринимал происходящее. Нам преподавали люди такого уровня, для понимания которых нужно уже стоять на ногах в творческом смысле. В принципе, кураторы правильно расценили: раз ребята уже написали творческий проект и подали заявку, то, наверное, они подготовлены. Но, к сожалению, было не совсем так. Некоторых с трудом уговорили приехать из университета, например. Были также очень талантливые дизайнеры из наших вузов. Скажем, Марина Курбатова из Тольятти. У нее дизайнерский проект, связанный с литературой, и я думаю включить ее идею в реализацию своего проекта. Еще мы подружились с поэтической мастерской из Самары. Был замечательный театр из Уфы «The Театр». У них драматургический проект, ориентированный на незрячих деток. Суть в чем: они готовят проект, который будет основан на запахах, на тактильных ощущениях. В общем, в гранты по итогам форума получили в основном «горящие» люди, полные идей и готовые двигаться вперед.

– В чем же суть проекта, за который тебе присудили грант?

– Мой проект «ТХТ – лаборатория медиатекста» несколько разросся за время форума благодаря консультациям. Реализовываться он будет в три этапа. Первый – работа четырех лабораторий. Поэтическая лаборатория и лаборатория инсталляций будут работать два месяца. И две лаборатории трехдневные – по перформансу и плакату. Речь будет идти о том, что современному читателю и зрителю недостаточно уже просто текста. Нужны какие-то сложные формы, дополнения и пр. Я также хочу привезти в Тольятти людей, которые давно занимаются медиапоэзией. Современные художники работают сегодня по наитию, как душа ляжет. Например, любой видеооператор знает, как надо снимать. Любой художник знает основы композиции и т. д. Мне же хочется, чтобы этим навыком обладали и поэты. Чтобы они могли из своего стихотворения сделать целый арт-объект. Я хочу, чтобы на выходе появились хорошие медийные работы.

Второй этап – выставка. Рассчитываю, что она пройдет в отделе современного искусства весной, и ее посетители увидят, что же такое медиапоэзия. Начнем с инсталляций, чтобы каждый человек мог интерпретировать для себя то, что он видит. Суть в том, чтобы дать зрителю понять: он тоже поэт или, по крайней мере, может быть им.

– Действительно, в описании твоего проекта сказано, что каждый человек – поэт, а каждый поэт – человек. Что ты имеешь в виду?
– На практике это будет выглядеть так: мы предложим людям на месте делать поэтические тексты. Глядя на те же инсталляции. Ведь когда зрителю что-то показываешь, он тоже становится художником. Особенно когда показываешь не что-то конкретное, а абстракцию, дающую возможность пофантазировать. Зритель в этом случае всегда привносит в произведение что-то свое, являясь в этот момент художником. А если мы говорим о поэзии, она, на мой взгляд, вообще окружает нас повсюду. Строишь ты простые предложения или говоришь о любви… Хотя о чувствах вообще нельзя говорить непоэтично. В общем, цель – рассказать человеку, что поэзия – это просто.

– Какова третья часть проекта?

– В России я, как ни старалась, не смогла найти мастер-классы для поэтов. Конечно, стихи пишутся в основном по наитию, но надо, по-моему, также уметь работать с текстом. Когда меня еще в молодежной литературной студии научили разбирать тексты, для меня это было большим шагом вперед. И сейчас хотелось бы выработать свою методику создания медиапоэтического произведения. Пусть самого простого. Пусть даже не для взрослых поэтов, а для детей. Но если получится выработать эту методику, я буду понимать, что сделала то, что нужно.

– Но ведь «Иволга» не единственное твое приключение этим летом?

– Да, я отправляла заявку на «Тавриду», всероссийский молодежный форум в Крыму. Туда в смену едет по 6-10 человек от каждого региона. Мне удалось попасть в две смены – «Писатели, поэты, журналисты» и «Актеры, режиссеры». Получается, что я поеду в Крым в конце июля, затем ненадолго вернусь домой и снова на «Тавриду». Причем на актерский заезд я подала проект выездной театральной лаборатории. А вот для писательской смены придется придумать что-то новое. Например, проект «Проза кирпича», который предполагает литературную роспись стен.

– Что-то подобное в Тольятти уже делалось… Был, кажется, проект «Стихи на стенах», когда на домах рисовали картины с цитатами стихов поэтов классиков?

– Да, что-то подобное. Кстати, рисунки из «Стихов на стенах» так и радуют горожан. Одну только картину зачем-то закрасили, еще три по-прежнему украшают дома. Но «Стихи на стенах» мы придумали четыре года назад. С того времени я повзрослела и теперь думаю, что многое мы тогда не доделали, не додумали, не дожали. Поэтому теперь хочется все переделать, сделать лучше, ярче, интереснее.

Интересно:

Алена Бударина – поэтесса, художница, волонтер отдела современного искусства ТХМ, куратор фестиваля СКВОТ, педагог ИЗО, участница «ТеатраForm».

Алена Бударина

фото: Площадь Свободы

Владимир Сахмеев, “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников