Катаракта глаза: важные моменты

Новости Тольятти augustnews.ru

Согласно закону о медицинской деятельности, пациенты, подписывая «Информированное согласие на оперативное вмешательство», имеют право на полную информацию о планируемой операции, о существовании возможных альтернативных видов оперативных вмешательств, о планируемых к использованию во время операции расходных материалах, об оптимальных сроках операции и еще многое другое. Все это касается и катаракты.

Об этом рассказал директор глазной клиники доктора Савельева ООО «ОАЗИС», офтальмохирург высшей категории, член Российского общества катарактальных и рефракционных хирургов Владимир Николаевич Савельев:

— Уверен, что сегодня многие из нас в большей или меньшей степени знают или что-то слышали о катаракте, т.е. о помутнении хрусталика глаза. В молодости хрусталик прозрачный, но с возрастом или вследствие каких-либо причин он начинает «мутнеть», перестает пропускать в глаз свет, становясь непреодолимой для него преградой. Эта болезнь рано или поздно приводит к слепоте, избавиться от которой можно, только сделав операцию, удалив эту самую катаракту и имплантировав на ее место искусственный хрусталик глаза.

Не предлагайте гостям тапочки

Все, казалось бы, просто и ясно. Но за последние 30-40 лет появилось много того, о чем не знают многие пациенты с катарактой, а глазные врачи, в силу определенных причин, не всегда доносят до пациентов эту интересную, полезную и важную информацию. Приводит это к тому, что у пациентов в послеоперационном периоде появляется масса вопросов, на которые можно было ответить уже перед операцией.

Как известно, центр зрения находится в затылочной области мозга, а глаз — как бы его продолжение, только «вынесенное на периферию и помещенное в орбиту». Фотохимические процессы, происходящие в сетчатке глаза, очень нужны центру зрения. Хрусталик же помогает функционированию нормальных процессов в сетчатке глаза. Он, с одной стороны, стимулирует эти процессы, а с другой — защищает сетчатку и зрительный нерв от вредных ультрафиолетовых и синих лучей спектра солнечного света, являясь как бы светофильтром.

И вот здесь появляется первое, очень важное условие, которое офтальмохирург должен постараться выполнить, разъяснив пациенту, что будет с его глазом, если в него имплантировать бесцветный хрусталик, а что будет после имплантации хрусталика с желтым фильтром. Это очень важная информация.

В мире до недавнего времени существовало только два типа искусственных хрусталиков глаза: бесцветные и с желтым фильтром. Сначала во многих странах мира, в том числе и в России, появились бесцветные искусственные хрусталики глаза различных моделей, которые стали имплантировать пациентам после удаления катаракты. Эти хрусталики хотя и дают после операции приличное зрение, но, как показали серьезные исследования зарубежных ученых, недостаточно хорошо защищают сетчатку и зрительный нерв от вредных для глаза ультрафиолетовых и синих лучей спектра солнечного света. Было отмечено, что у таких пациентов через некоторое время могла появиться болезнь сетчатки, называемая макулодистрофией. Эта болезнь ухудшает полученное после удаления катаракты хорошее зрение, восстановить которое в настоящее время не представляется возможным…

Именно этот момент и продолжающиеся исследования в этом направлении доказывают необходимость защиты сетчатки фильтром желтого цвета, который бы входил в состав вещества, из которого изготавливают искусственные хрусталики глаза. Кстати, приоритет появления таких хрусталиков с желтым фильтром принадлежит российским ученым.

Зарубежные фирмы тоже стали изготавливать хрусталики со светофильтром. Естественно, по стоимости они дороже, чем бесцветные. К сожалению, слабым местом этих хрусталиков остается то, что светофильтр в них не реагирует на увеличение или уменьшение интенсивности вредного воздействия на глаз спектров солнечного света.

Ученые понимали, что в идеале искусственный хрусталик глаза должен быть фотохромным, т.е. на улице под воздействием солнечных лучей становиться желтым, с возможностью увеличения или уменьшения интенсивности желтого цвета фильтра, а в помещении автоматически становиться бесцветным. Такой хрусталик должен быть подобен стеклам в очках «хамелеон». На улице стекла темнеют, в помещении самопроизвольно осветляются. К счастью, зарубежной фирмой такой фотохромный хрусталик изобретен, изготавливается и продается, в том числе и в Россию.

На наш взгляд, это первая информация, которую офтальмохирург должен доводить до пациента (после удаления катаракты предпочтительно имплантировать хрусталик с желтым светофильтром).

Если что-то ударило в голову

Второй, очень важный момент. Пациент должен знать, каким способом будет удалена катаракта. Планирует ли хирург при удалении катаракты разрезать глаз, а после имплантации хрусталика накладывать швы, которые пациент будет «носить» 3-6 месяцев, а затем их в обязательном порядке необходимо снимать. Будет ли операция проводиться под предварительным обезболиванием уколом или обезболивание будет проведено только закапыванием эффективных обезболивающих глазных капель?

30-40 лет назад такие вопросы не возникали, так как катаракту удаляли, как правило, через разрез глаза с последующим его зашиванием. К сожалению, такой тип операции, в силу ряда причин, продолжают практиковать в некоторых офтальмологических учреждениях России, в том числе и в Тольятти.

За рубежом и в частных клиниках от такого рода операций уже давно отказались, так как появился новый, эффективный, малотравматичный способ удаления катаракты — факоэмульсификация. К сожалению, не все офтальмохирурги умеют делать операции такого типа. К тому же, учитывая, что катаракту удаляют один раз в жизни, пациент, обращаясь в офтальмологическое учреждение, надеется на то, что там должно быть все для этого необходимое.

Врачи, умеющие делать такую операцию, имеют соответствующее оборудование, инструментарий и полный набор всех нужных расходных материалов, в первую очередь искусственных хрусталиков глаза любой диоптрийности. Как любил говорить один известный московский профессор-офтальмолог: «…если бы мне сегодня предложили удалить катаракту по «старой методике», через разрез глаза, с имплантацией бесцветного хрусталика, я бы вежливо отказался, уж очень много непредсказуемого может получиться…»

Тольяттинский врач-психиатр о нашей жизни

И наконец, третий, также очень важный момент получения нужной для пациента информации — когда уже необходимо удалять катаракту? Естественно, не через 1,5-2 года после постановки диагноза «катаракта»!

Известно, что более 70% информации человек получает через орган зрения. Имея стопроцентное зрение, мы должны видеть 10-ю строчку таблицы для определения остроты зрения. В этом случае человек в состоянии получать и использовать все виды необходимой для его жизнедеятельности информации, то есть быть социально защищенным. Каждое ухудшение зрения хотя бы на одну строчку забирает у человека возможность использовать часть объема этой информации, делая его социально ущербным.

Катаракта — это как раз тот случай, когда у человека постепенно изменяется в худшую сторону его социальный статус. Слабовидящий или слепой человек с катарактой — это проблема не только для близких, но и для государства в целом.

Грамотный, профессионально подготовленный офтальмолог пациенту с катарактой при остроте зрения, равной 50-60% от нормы, никогда не посоветует «ждать, когда катаракта созреет, и чтобы зрение снизилось как минимум до 10% от нормы», а предложит операцию по ее удалению!

Во всем цивилизованном мире, а автору этих строк посчастливилось обучаться в клиниках Швейцарии, Франции, Германии, Италии, Туниса, катаракту оперируют уже при остроте зрения как минимум 60% от нормы. В Израиле катаракту прекрасно оперируют при остроте зрения 80% от нормы.

Такой подход к показаниям для времени удаления катаракты оправдан. Более точно можно рассчитать и подобрать нужный именно для этого глаза искусственный хрусталик, дающий максимально высокое зрение. Осмотр деталей глазного дна перед операцией не вызывает затруднений. Восстановительный послеоперационный период протекает быстрее и более комфортно.

фото: «Площадь Свободы»