Каково это – воевать

Новости Тольятти augustnews.ru

Супруга покойного журналиста Владимира Кейлина выставила в Домжуре свои фотоработы, приуроченные к годовщине 70-летия Великой Победы.

Ходите чаще в гости к старикам – именно под таким девизом в Доме журналиста состоялось открытие фотовыставки «Ветераны сегодня», посвященной 70-летию победы над фашистскими захватчиками. Автор выставки – Марина Кейлина, член Союза фотохудожников России, и это ее первая экспозиция. На выставке представлены больше трех десятков фотографий ветеранов, за каждой из которых стоят удивительные истории из жизни тех, сквозь чьи судьбы прошла война. Работы можно будет посмотреть до 15 мая.

Накануне мы пообщались с Мариной Кейлиной:

– Марина Евгеньевна, как появилась идея создать эту выставку? Долго вы над ней работали?

– Все началось с того, что еще в прошлом году управление культуры города Кинеля предложило мне поучаствовать в фотоконкурсе в рамках фестиваля «Рожденные в сердце России». Я согласилась: во-первых, у себя дома я сфотографировала уже практически всё – каждый уголок, каждый листик – хотелось запечатлеть что-нибудь принципиально новое. А во-вторых, тема Великой Отечественной войны – серьезная и важная, и мне захотелось рассказать о как можно большем количестве ветеранов, которые еще, слава Богу, живы и могут описать нам, каково это – воевать. Ведь, к сожалению, зачастую нынешние молодые люди не знают истории своей страны. Они считают: ну, подумаешь, победили? Мол, может, если бы не победили, мы бы жили лучше. Я считаю, что ветераны сделали для нас самое главное – именно благодаря им мы сейчас живем в своей стране, говорим на своем языке и можем гордиться историей предков.

На моих работах запечатлены, в основном, ветераны Кинеля и Кинельского района. Мне очень помогли работники местной социальной службы, которые сопровождали меня на эти встречи. Сначала я обошла все городские адреса, где живут старики, потом перешла в район. Там мне понравилось работать гораздо больше, поскольку в сельской местности еще сохранилась та настоящая русская деревня, о которой порой с теплотой и нежностью любит вспоминать поколение наших родителей и бабушек с дедушками.
Благодаря этому проекту я познакомилась с уникальными людьми; кроме того, он стал для меня возможностью некоего «преодоления себя», поскольку зачастую найти общий язык с ветеранами, да и вообще с пожилыми людьми, довольно сложно. Мне нравится, что между нами получилось близкое общение. Эти люди, несмотря на свои преклонные лета, молоды сердцем, в них много жизни. Это было самым ценным для меня, и именно это я старалась передать в своих работах. На выставке представлены далеко не все фотографии, проект продолжается.

– Ветераны легко соглашались говорить? Позволяли себя фотографировать?

– Нет, не легко. Оно и понятно: люди-то пожилые. Очень переживали и сначала не понимали, что я за человек, зачем пришла и чего хочу от них. Но потом, в процессе общения, раскрывались и потихоньку начинали делиться воспоминаниями, рассказывать свои истории.

Не только стеснительность и недоверие порой мешали узнать человека. Один из героев моей выставки – глухонемой дедушка. Я говорила с ним через его жену и социального работника. Иногда приходилось объясняться с ним жестами.

– Что было самым трудным?

– Главная сложность заключалась в том, чтобы суметь посредством фотографии раскрыть внутренний мир своего героя. Вообще сам процесс съемки сложный. Всегда необходимо прочувствовать человека, чтобы ухватить интересный момент и успеть запечатлеть его. И здесь большую роль играет случай, благодаря которому получаются порой совершенно великолепные снимки. Например, одной бабушке, с которой мы говорили, сын подарил велотренажер. И во время нашего разговора она показывала, как крутит педали. Я и сфотографировала ее верхом на «железном коне». По-моему, получилось интересно.

– О чем чаще всего вспоминают ветераны в своих рассказах о войне?

– Чаще всего они говорят о том, что было очень трудно жить в то время, что было голодно, холодно.

– Из ваших близких кто-то воевал на той войне? Что они рассказывают, говоря о том времени?

– Никто из тех, что воевал, с войны не вернулся, кроме прадедушки, но когда я родилась, его уже не было с нами.

– Что вас потрясло из той «истории», что вы снимали?

– Есть у нас одна бабушка, фотография которой представлена на выставке. Она молит Господа о том, чтобы он поскорее забрал ее к себе. Она говорит, что не нужна ни в этом мире, ни в том, поскольку до сих пор жива. При этом у нее есть родственники, которые могли бы о ней заботиться, скрасить старость, но, видимо, отношения между ними не складываются. Это по-настоящему больно и страшно осознавать, что человек, который когда-то все свои силы положил на то, чтобы приблизить победу, под старость лет оказался никому не нужным.

– Что объединяет все те встречи, на которых вы были?

– Настоящее. Все ветераны, с которыми я говорила, не живут своим прошлым – они живут настоящим. Их жизнь не кончилась войной, она не замкнула их на себе и своих переживаниях; эти люди невероятно живые, искренние, жизнерадостные, веселые, у них потрясающее чувство юмора, несмотря на прожитые годы и пережитые моменты. Я встречалась со многими семейными парами ветеранов; некоторые из них прожили в браке более полувека, но остались очень внимательными, чуткими друг к другу. Мне кажется, всем нам есть, чему у них поучиться.

Александра Синева, “Самарские известия”

фото: Самарские известия