К новому кризису – новый проект

«Вольный город» уже сообщал о том, что решением федеральных властей Тольятти наделен статусом территории опережающего развития. На этой неделе мэр специально собрал журналистов, чтобы поговорить об этом событии, и даже озвучил цифру в 20 тысяч рабочих мест, которые должны быть созданы в течение ближайших десяти лет.

Говоря про ТОР, хотелось бы начать с небольшого исторического экскурса. В 2009-2010 годах, когда на ВАЗе начались массовые сокращения (никакого «Рено» тогда еще и в помине не было), федеральное правительство, видимо, обеспокоенное перспективой голодных бунтов в Тольятти, постановило создать у нас особую экономическую зону (ОЭЗ), предусматривающую серьезные льготы для работающих там предприятий. Новость эту быстренько раструбили по городу, так что на все вопросы про кризис тогдашний мэр Пушков отвечал примерно одинаково, предлагая подождать, когда построят ОЭЗ и она заработает на полную мощь.

Голодных бунтов в итоге избежать удалось, да и вторым Пикалево наш город не стал, однако особая зона этому не способствовала. По сути она так и осталась лишь красивым проектом федерального масштаба, поскольку те немногие предприятия, которые там открылись, не способны удовлетворить потребность города в рабочих местах. С ВАЗа увольняют тысячами, а нормально трудоустроиться могут лишь десятки. Достаточно сказать, что мы нашли на официальном сайте ОЭЗ всего 16 вакансий, после чего сразу же возник вопрос: так ради чего были вбуханы миллионы на реализацию проекта?

Кстати, на днях мэр Андреев заявил, что цель особой экономической зоны – реализация крупных инвестиционных проектов, причем необязательно, чтобы они генерировали большое количество рабочих мест. Получается, что один мэр говорил в 2010-м, что город сможет победить безработицу с помощью ОЭЗ, а другой теперь как бы ему противоречит.
А вообще, чиновники про зону стараются теперь лишний раз не вспоминать, тем более что появилась возможность еще что-то в Тольятти реализовать, рассказывая обывателям о перспективах привлечения инвесторов и создания энного количества тысяч рабочих мест. Даже как-то символично: к новому кризису – новый проект! Лишь бы был иной эффект.

– Это огромный город с очень большим производством, но даже там есть серьезные проблемы, связанные с монопрофильностью, – сказал на днях в Сочи председатель Правительства РФ, пояснив, почему Тольятти был наделен статусом территории опережающего развития.

Наш город – далеко не первый, из удостоенных премьер-министром такой почести. До этого были созданы ТОР в столице Хабаровского края, а также Усолье-Сибирском (Иркутская область), Набережных Челнах (Татарстан), Юрге и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), Гуково (Ростовская область), Краснотурьинске (Свердловская область), Белогорске (Амурская область). Местные власти до последнего старались сохранять интригу, говоря о том, что вопрос с ТОРом еще окончательно не решен, хотя с учетом того, какая сейчас ситуация в Тольятти (а она даже хуже, чем была в 2010-м), сложно было предположить, что федералы не предпримут попытку как-то поддержать город, который по сути сами же и погубили, отдав ВАЗ французам и позволив им творить безобразия в плане оптимизации численности.

Так чего же ждать нам от территории опережающего развития? Как заявил на мероприятии в мэрии руководитель департамента экономического развития Дмитрий Богданов, статус этот город получил на десять лет с возможностью продления еще на пять. У резидентов ТОР будет возможность не платить налог на прибыли в федеральный бюджет (сейчас он составляет 2 процента), а также существенно снизить отчисления в региональный. Кроме того, они полностью освобождаются от налогов на имущество и землю.

– В первый год работы резиденты обязаны будут создать не менее 20 рабочих мест и инвестировать не менее 5 миллионов рублей (20 миллионов за все десять лет), – сказал чиновник. – Проект не предусматривает создание ТОР в отраслях, связанных с производством легковых автомобилей, нефтепродуктов, продажей недвижимости и некоторых других.

Богданов дал понять, что воспользоваться привилегиями не сможет не только ВАЗ, но и большинство других крупных предприятий города. Мол, цель – не помогать тем, кто уже работает, а создавать что-то новое.

Илья Просекин, «Вольный город», № 39 (1116) 07.10.16

город Тольятти

фото: baby.ru

фото: из открытых источников