Из-за предубеждений люди с псориазом имеют кроме медицинских еще и социальные проблемы

Новости Тольятти augustnews.ru

Оправдываться, что «это не заразно», обычное дело для человека с псориазом, когда разговор заходит о его проблемах с кожей. По данным исследования Эстонского союза людей с псориазом, 65% опрошенных должны были отказаться от своей профессии, 54% утверждают, что не получили из-за псориаза повышения в должности, 69% признали, что болезнь влияет на их поведение на работе. 62% опрошенных признают, что болезнь создает ограничения при получении образования и выборе профессии, 91% утверждают, что болезнь создает в повседневной жизни чувство неловкости. Это исследования из Эстонии, в России же подобный социологический анализ не проводится, но тематические форумы полнятся историями о том, с какими формами пренебрежения сталкиваются люди с бляшками на коже. Без прямых указаний начальники нередко намекают, что с «некоторыми проблемами» их подчиненным, скорее всего, не удастся занять вышестоящее вакантное рабочее место.

Наш корреспондент пообщался с тольяттинской девушкой Екатериной, которая в свои 25 лет имеет десятилетний стаж кожного заболевания. Толчком для болезни может стать даже случайность. В 15 лет Катя упала на стеклянный столик и порезала ступню. Первые бляшки появились после этого случая. И девушка тут же обратилась к врачу по кожным заболеваниям (тогда она жила еще в другом городе, поэтому речь идет не о тольяттинском КВД). История получилась довольно странной, даже неэтичной. Доктор поздравил девушку с псориазом. И на просьбу рассказать о диагнозе подробнее открыл перед ней огромную энциклопедию, где в ужасающих формах показаны самые тяжелые формы псориаза. Это довело девушку до слез.

На протяжении десяти лет Кате приходится в периоды прекращения ремиссии жить с постоянными ограничениями: надевать одежду с длинными рукавами, чаще носить джинсы, чем шорты или юбки. Выбирать уеденные места, без лишних взглядов, чтобы спокойно насладиться солнечными ваннами. На работе Катя всегда старалась носить закрытую одежду. Довольно часто работодатели косо смотрят на кожные высыпания, и поэтому люди с псориазом на собеседования ходят практически в «камуфляже». Особенно это касается работы в общепите. Но социальное напряжение из-за косых взглядов также травматично в тех же рабочих коллективах.
Совершенно курьезный случай Катя привела из своей личной жизни. Когда она расставалась со своим прошлым молодым человеком, тот во время скандала начал называть ее «сифилисной», уверяя, что он посмотрел в Интернете и понял, что девушка нагуляла эту «гадость» на стороне и никакой это не псориаз. Сквозь смех Катя решила узнать у бывшего возлюбленного, отчего же он тогда продолжал с ней интимную жизнь, на что любознательный парень ответил: «Ну, там первые признаки же все равно только через три месяца проявляются».

Другой собеседник рассказал, что ему пришлось поменять стрижку, поскольку было очень неудобно обрабатывать мазью поражения на коже головы. Его псориаз является наследственным, поскольку оба родителя являются носителями. Его матери приходится брать специальные справки в кожно-венерологическом диспансере, чтобы банально предоставлять их в парикмахерской, поскольку были случаи, что парикмахеры отказывались стричь волосы на коже головы, пораженной псориазом.

Люди вокруг должны понять, что псориаз – это не проказа. Не стоит пялиться на бляшки на коже, избегать любого случайного тактильного контакта с человеком и уж тем более не задавать неловких вопросов. Человек представляет собой нечто гораздо большее, нежели его кожа. К сожалению, в движении, направленном против лукизма (дискриминации по внешнему виду), проблемы людей с псориазом пока что представлены недостаточно широко. Однако уже сегодня существуют персоны из мира селибрити, которые открыто заявляют о своей коже, минуя все социальные стигмы. Бритни Спирс, Кэмерон Диаз, Ким Кардашян – все эти девушки не побоялись выйти на публику с псориазом и заявить, что тело человека прекрасно, готово на подвиги и открыто на пути к счастью, даже если на нем имеются небольшие шершавые бляшки.

Мнение эксперта:

Юрий Певзнер, главный врач Тольяттинского кожно-венерологического диспансера:

– Если говорить о псориазе, то это хроническое кожное заболевание. Причина псориаза до конца не выяснена, важную роль играет наследственность, хронические стрессовые ситуации, хронические заболевания ЛОР-органов. Я работаю 35 лет, и раньше, когда мы были студентами, считалось, что около 1% населения страдает псориазом. Сегодня это уже 5%. У большинства пациентов течение псориаза состоит из периода ремиссий, то есть когда на коже остаются «дежурные», и периода обострений, когда псориатические высыпания распространяются по коже. Поражения внутренних органов, как правило, не происходит. Поэтому мы говорим пациентам, что это заболевание скорее косметический недостаток. Конечно, наличие высыпаний на коже морально тяжело переносится пациентами, особенно если их работа связана с общением с людьми. Появляются определенные ограничения при трудоустройстве: нельзя работать на химическом производстве, есть ограничения при призыве на военную службу. Осложнения при псориазе возникают не так часто; как правило, это псориатический артрит, который в тяжелых случаях приводит к инвалидизации пациента. Лечением этого заболевания занимаются ревматологи. Лечение псориаза, то есть лечение кожного процесса, осуществляется дерматологами кожно-венерологического диспансера. Лечение комплексное: назначаются мази на бляшки, необязательно гормональные. В арсенале дерматолога есть широчайший спектр местных лекарственных препаратов на основе салициловой кислоты, витамина D3, а также и гормональные мази. В отношении последних существуют предубеждения. Но гормональные мази не оказывают общего действия на организм, они лечат только кожные высыпания. Одной из составляющих комплексной терапии псориаза является физиолечение: УФО-облучение, криомассаж, криокамера. Последняя повышает эффективность лечения на 70%.

фото: Площадь Свободы

Владимир Сахмеев, “Площадь Свободы”