Интервью с Сергеем Анташевым

Новости Тольятти augustnews.ru

Глава г.о. Тольятти Сергей Анташев не боится нападок со стороны оппонентов, называет себя человеком своих родителей и готов передать в районы максимум ключевых полномочий.

В понедельник, 24 июля 2017 года, исполнится 100 дней с момента, когда Сергей Анташев официально вступил в должность главы г.о. Тольятти. Так сложилось, что именно этот временной период считается своего рода рубежом, когда новые градоначальники подводят первые итоги проделанной работы и уже готовы озвучить планы деятельности на перспективу. Какими стали первые 100 дней на посту главы города для Сергея Анташева? Что удалось сделать за три с лишним месяца и что будет сделано в дальнейшем? Об этом Сергей Александрович рассказал в интервью газете «Площадь Свободы».

Последнее слово — за первым руководителем

— Сергей Александрович, за первые 100 дней работы вы успели в полной мере ощутить себя градоначальником? Вы были заместителем мэра в свое время, специфику исполнительной власти знаете. В новой должности ожидания совпали с реальностью?

— Градоначальником я успел почувствовать себя буквально на второй день: в плане объема ответственности, объема вопросов, которые нужно решать. Что касается ожиданий и реальности? Во-первых, должность заместителя и должность руководителя — это разные вещи с точки зрения ответственности и принятия решений. Всегда последнее слово остается за первым руководителем. Поэтому чисто эмоционально и с точки зрения понимания ситуации все вокруг совсем иное. Соответственно многое из ожиданий не совпало с реальностью, хотя я и работал на высоких должностях. И многие отрасли я просто не знал в тот период. Сейчас приходится во все вникать. И если раньше я думал, что все плохо только в ЖКХ, то теперь понимаю: там во многих вопросах было намного лучше, чем в других отраслях.

— Без малого три месяца у вас ушло на формирование новой команды. По какому принципу отбирали кандидатуры? Руководствовались личными убеждениями, опытом, интуицией?

— Подбор кадров, заместителей — это был самый сложный вопрос. Считаю, процесс еще не закончен. Да, заместители главы — это было самое простое, потому что у меня было право выбора. Мы начали большую работу по формированию команды прямо с первого дня. У меня сразу было понимание: одно дело — знать человека и общаться, другое дело — предложить ему ту или иную должность. Самое тяжелое решение было — кого назначить замом по городскому хозяйству. Я знаю, какими качествами должен обладать руководитель этого направления, какой суммой знаний и т.д. По остальным направлениям тоже пришлось делать замену людей. Это не были эмоциональные решения, я руководствовался своими личными оценками и опытом общения. Зато у меня сейчас большой пул резюме — можно открывать кадровое агентство: до 10-15 человек претендовало на одно место.

— С кем-то советовались при принятии решений?

— Во время работы конкурсной комиссии я эмоционально, может быть, сказал, что по всем кандидатурам приду советоваться в думу. Поверьте, я почти с каждым депутатом поговорил, выслушал мнения. Делал предложения, получал отказы. Гринблат, например, отказался от моих предложений. Фактически я советовался, но не выносил все кандидатуры на публичное обсуждение. Я просто проанализировал и понял, что советоваться — это одно, но принимать решение все равно мне. Нравится оно или нет — ответственность за него несу я и спрос с меня. Поэтому да, этап согласования с людьми прошел, может быть, не так, как представлялось. Мы посоветовались, и я решил — в данном случае именно так произошло. При этом я также много общался с членами конкурсной комиссии, практически со всеми переговорил и выслушал их мнения. Поверьте, у меня есть также письменные рекомендации от членов конкурсной комиссии, их видение по ситуации и кандидатам. У меня также были встречи с участниками конкурса. И обиды от них до сих пор поступают, что не взял в команду. Но еще раз: я исходил из видения ситуации, как я ее понимаю сейчас, и какие люди должны сейчас быть здесь. Этот этап был сложный. Но он прошел.

С царем в голове

— Что дальше?

— На втором этапе мы рассматриваем функционал администрации, пытаемся убрать лишнее. Работа идет тяжело. Как правило, говорят, что свита делает короля. Но в данном случае я понимаю: одно дело — руководители отраслей, другое дело — это исполнители, среднее звено, руководители департаментов, управлений и отделов. Здесь другие законодательные нормы. Если меня не устраивает какая-то работа, а готовности уходить у людей нет — будем выстраивать отношения по-другому. Попытаемся поработать, а дальше — в рамках трудового законодательства. Если человек не справляется, будем применять дисциплинарные взыскания и после этого увольнять. Но сейчас это зона ответственности моих заместителей. И соответственно, им принимать решения.

— Предполагается и третий этап изменений в городской администрации?

— Третий этап — это уже оптимизация. Честно говоря, изначально виделись более кардинальные изменения. Но, понимая, что так быстро это не делается, я уже «реваншистских настроений» не испытываю. Будем делать все с царем в голове и более плавно. Но изменения будут. Сроки определены. Сейчас ждем в первую очередь предложения по изменениям от руководителей подразделений, которые мои замы систематизируют и вынесут на обсуждение.

Из общей тенденции: я намерен отдать больше инициативы и возможностей администрациям районов — максимально все, что можно в нынешней ситуации. Сейчас идет формирование общественных и координационных советов микрорайонов, создается новая структура по управлению микрорайонами. Понятно, что это переносит акценты на работу с населением, и это будет зона ответственности глав районов. Соответственно, и функционал, исходя из пяти критериев оценки управляющих микрорайонов, будет максимально приближен к районным администрациям. Я имею в виду и потребрынок, и контрольные функции, и приемку работ по благоустройству и внутриквартальным дорогам. Кроме того, мы централизуем функцию контроля в одном управлении.

— Администрации справятся?

— Только глава Центрального района сохранил свой пост. Артем Гончаров, на мой взгляд, справляется со своими обязанностями и очень активен. Это надо стимулировать и поддерживать. Автозаводский район — понятно, остался без прежнего главы, Игорь Ладыка назначен моим первым замом. И опять же понятно, что лучше Хвостова Юрия Михайловича кандидатуру на это место найти было трудно. Практически сразу было принято решение по Комсомольскому району. Я очень надеюсь на Артема Анисимова. Пока начало неплохое. Я думаю, и в дальнейшем там все будет хорошо.

Менять кадры было необходимо

— На ряд муниципальных предприятий («Парки города», «Спецкомбинат», рынок «Кунеевский») вернулись прежние руководители. Сделать ставку на опытные кадры — осознанное решение с вашей стороны?

— Осознанное решение с моей стороны — поменять руководителей этих организаций. По персоналиям разбирался профильный зам. Я уже сказал, что не навязываю свою точку зрения, хотя она у меня есть. Безусловно, заместители советуются, прежде чем делать какие-то назначения. В данном случае я согласовал те предложения, которые озвучил мне Игорь Ладыка по данным кандидатурам. Менять руководителей было необходимо, это было видно по количеству жалоб, которые поступали письменно и звучали на личных приемах. Поверьте, оснований, чтобы менять руководителей в ряде организаций, было достаточно.

— Новый руководитель ОАО «ДРСУ» заявил на днях о намерении обратиться в правоохранительные органы по нарушениям, допущенным на предприятии его предшественниками. Вы поддерживаете это намерение?

— Да, заданное направление я поддерживаю. Если есть нарушения, им необходимо давать правовую оценку. ОАО «ДРСУ» на сегодняшний день — проблемное предприятие. Три года назад оно было прибыльным, а сейчас долги около 200 млн руб., имеется еще долг ТТУ перед ДРСУ в районе 44 млн руб. Сейчас нам надо выходить из сложившегося положения. Окончательного решения еще пока нет. Новый руководитель работает с подрядчиками, с кредиторами. Надеюсь, тему долга перед подрядчиками по прошлому году мы закроем. И будем стараться реанимировать предприятие — его нужно восстанавливать.

— Могут ли по тому же пути пойти новые руководители других организаций муниципального сектора?

— Если есть основания — мы будем обращаться в правоохранительные органы по всем муниципальным предприятиям и учреждениям. Например, в ОАО «ПОКХ» контрольно-ревизионный отдел тоже провел работу. Есть вопросы.

Шаги в направлении туризма

— Одна из важных сегодня тем — благоустройство. Действующая программа «5 шагов» основана на программе благоустройства Тольятти до 2024 года, разработку которой вы курировали как зам мэра. Сейчас эти «5 шагов» удачно вливаются в нацпроект «Комфортная городская среда». Значит, изначально программа была сверстана верно?

— Да, из нашей большой программы благоустройства выбрали «5 шагов». Но это не догма: шагов может быть и больше. У нас сейчас, по сути, два крупных проекта, над которыми мы работаем. Это программа 50-летия АВТОВАЗа и «5 шагов». Часть мероприятий в них совпадает. Но 50-летие АВТОВАЗа — это техническая работа, в основном проектирование и строительство новых объектов инфраструктуры. А «5 шагов» подразумевает вовлечение населения в эту работу: проведение субботников, общественное обсуждение вопросов, какими должны быть новые аллеи, парки и т.д. Вот в этом разница. То, что большинство мероприятий по проекту «5 шагов» взяли из программы благоустройства до 2024 года, просто еще раз подчеркивает, что программа в свое время была сделана правильно.

— Как считаете, можно ли сейчас говорить о развитии в Тольятти туристических направлений?

— Мы попали в федеральную программу туристических маршрутов. Министерство культуры РФ сделало нам ряд замечаний по нашим наработкам. В ближайшее время мы планируем проехать по тольяттинскому туристическому маршруту и все посмотреть. Ведем также переговоры с АВТОВАЗом, потому что конечная цель туристического маршрута — посещение вазовского музея и желательно организация экскурсии на завод. К сожалению, закон поменялся, правила присутствия на производстве ужесточились. Но мы с Николя Мором уже много говорили на эту тему, и он понимает, о чем идет речь. С Эдуардом Вайно мы были в Вольфсбурге, видели, как там это организовано. В общем, понимаем, куда движемся. И я думаю, завод в ближайшее время будет готов к тому, чтобы проводить экскурсии. В Минкульте России очень хотят, чтобы такая возможность была. Если мы этого добьемся, экскурсия на завод будет основой туристического маршрута. Понятно, что можно дальше ее раскручивать: проводить тест-драйвы с посещением полигона в Сосновке и т.д.

Но сейчас задача — чтобы в городе появился туристический маршрут. По благоустройству, дорогам, указателям работа уже ведется. Должны также дополнительно появиться смотровые площадки, запланировано благоустройство знаковых мест. Одним из центральных должен быть памятник Татищеву.

Город скверов, парков и аллей

— Благоустраивать знаковые места планируется только за счет бюджета?

— В этом году фонд «Духовное наследие» сделал огромную работу по очистке памятника Татищеву. На очереди — его благоустройство. У фонда есть эскизный проект, необходимо сделать рабочую версию и попытаться его реализовать. Мы говорили на эту тему с «Фондом Тольятти», только в прошлом году через него было оказано различной благотворительной помощи на 116 млн руб. У нас много интересных проектов, например, аллея славы, есть дизайн-проект по созданию сквера памяти С.Ф. Жилкина. Если бы через «Фонд Тольятти» можно было сделать такую работу, я думаю, цены бы ей не было. И обязательно привлечение ТГУ: нужны социологические опросы — что больше всего интересует горожан с точки зрения благоустройства? Какие улицы и общественные пространства надо делать в первую очередь? Акцент нужно делать на то, что интересуют людей. Денег на все сразу не хватит, поэтому сначала надо делать все, чтобы удовлетворить потребности и желания большинства горожан.

— Одна из точек упомянутого вами туристического маршрута — площадь речного вокзала в Комсомольском районе, напротив которой за забором много лет зарастает бурьяном котлован на месте бывшего кинотеатра «Маяк». Каково будущее этой территории? В прошлом году общественный совет района рекомендовал обустроить там сквер семейного отдыха.

— По «Маяку» дано поручение новому заму по градостроительной деятельности Виктору Андреянову. Есть идеи и предложения от депутатов Комсомольского района. Я знаю, что 4-5 предприятий готовы вложиться в общее дело. Архитекторы сейчас готовят эскизный проект. И если мы его согласуем с инвесторами, то, думаю, возьмем на себя разработку проекта, после чего передадим его инвесторам для реализации.

«Сами решайте, чей я человек»

— Сергей Александрович, и последний вопрос. Когда вы еще не вступили в должность, о вас сразу заговорили как о человеке, представляющем чьи-то бизнес-интересы. Якобы вы пришли с целью повысить тарифы и уйти. Так чей же человек Сергей Анташев? Кто руководит его действиями и руководит ли?

— Я сам не знаю, чей человек Анташев. Я слышал разные мнения. Говорили, например, что я человек Аветисяна. Да, я с ним даже познакомился недавно на концерте. Теперь говорят, что я человек Вексельберга. Да, я видел Вексельберга, даже участвовал в стратегической сессии, где он сидел за соседним столом. Честно говоря, я к нему очень хорошо отношусь. И если все считают меня «человеком Вексельберга», хорошо: если человек такого уровня, и я в его команде, это неплохо. Фантазии тут могут быть всякие, но…

Первое. Для коллег в «Т Плюс» было большим шоком мое решение участвовать в конкурсе на главу города. Более того, даже уже когда меня утвердили, многие предлагали, пока не поздно, все поменять и вернуться. Но если бы я шел на должность под какие-то конкретные задачи, в которых меня подозревают, наверное, так бы ко мне там не относились.

Второе. Те, кто говорит, что моя задача — поднять тарифы, пусть ознакомятся с законодательством и узнают, чьи это полномочия. В полномочия главы г.о. Тольятти тарифное регулирование не входит. Или я чего-то пока не узнал.

Что касается того, чей же я все-таки человек… Наверное, папин и мамин. Я много где работал. Сами решайте, чей я человек. Можно приписать, что угодно. У меня, кроме иронии, такие фантазии ничего не вызывают.

Цитаты

Градоначальником я успел почувствовать себя буквально на второй день: в плане объема ответственности, объема вопросов, которые нужно решать.

Подбор кадров, заместителей — это был самый сложный вопрос. Считаю, процесс еще не закончен.

Поверьте, оснований, чтобы менять руководителей в ряде организаций, было достаточно.

Если есть основания — мы будем обращаться в правоохранительные органы по всем муниципальным предприятиям и учреждениям.

Юлия Романенко, «Площадь Свободы»
roma-jul@yandex.ru

фото: Площадь Свободы