«И выдать шутя за свое»

Новости Тольятти augustnews.ru

Состоялось уже четвертое мероприятие ставшего популярным в городе проекта «Литературный оркестр».

Лекцию на тему «Как читать стихи» прочитал редактор сайта Arzamas.akademy, стиховед Кирилл Головастиков. Он оказался самым молодым лектором из четверых. Слушателям даже показалось, что он волновался в начале своего выступления. Но это и неудивительно: вживую, или, как сейчас говорят, оффлайн, сайт начал работу совсем недавно, и именно в нашем городе.

Перед выступлением лектора депутат губернской думы Владимир Дуцев передал автору проекта, заместителю генерального директора «Тольяттиазот» Юлии Петренко благодарность за собранные предприятием сотни тонн макулатуры, за которые Издательский дом «Комсомольская правда» подарил библиотеке предприятия 60 комплектов книг редких серий. Произошло это в начале 2017 года, объявленного годом экологии. Отличная идея! Где бы простым гражданам поменять кипы бесплатных газет и листовок хотя бы пару полезных книжек, например поэтических?

Ведь поэзия сегодня популярна, с этого небесспорного постулата началась лекция:

– Мы постим стихи в сетях, чтобы получить одобрение друзей, тогда они считают нас умными. Если не можем писать сами, в состоянии влюбленности солидаризируемся с Цветаевой или Блоком: «О, это про меня, про то, что я сейчас чувствую!» Но стихи – это механизм, который можно препарировать, что я сейчас и попытаюсь сделать.

Так ли легко создаются стихи, как воспринимаются? Одному филологу мать сказала:

– Стихи не читают, стихи почитывают.

Поэтесса Анна Ахматова иронизировала:

Подумаешь, тоже работа, –
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.

Однако другой поэт, Александр Блок, представляет себя неким охотником за райской птицей – вдохновением, а творчество считает – увы! – убийством той птицы, заключением ее в клетку разума.

Итак, Кирилл Головастиков призвал нас быть профессионально ответственными читателями, перечитывать стихи, вступая в соавторство с создателями, и уметь отличить поэта-профессионала от любителя. Второй пишет для удовольствия, часто в подарок к какой-либо дате, это тоже неплохо. Но речь все-таки о настоящей поэзии.

На примере стихов Тютчева, Бродского, Цветаевой, Кузмина, Брюсова, Маяковского лектор показал, как мастерски поэты используют свой единственный инструмен – язык. Речь шла даже не о рифме, сегодня не слишком обязательной, – ритм, размер, перенос и обрыв слова дают смысловую и эмоциональную нагрузку тексту. Объяснить цель того или иного приема Кирилл просил слушателей, и те активно включались. Например, вот четверостишие Бродского:

Ты не скажешь комару:
Скоро я, как ты, умру.
С точки зренья комара
Человек не умира.

Разумеется, всем понятно, что поэт рисует отбрасыванием последнего слога скоротечность комаринной жизни. Примеров препарирования и демонстрации языковых экспериментов было много.

– А надо ли понимать стихи? – обратился Головастиков к залу, подразумевая, видимо, что и тонкое знание технологии стихосложения не снимет завесу с таинства творчества. Процитировал филолога Михаила Гаспарова:

– Непонятое богато потенциальными смыслами.

Таким образом, читатель стихов тоже развивает свое воображение. Но зачем? Лев Толстой, прозаик до мозга костей, заявлял:

– Сочинять стихи – всё равно что танцевать за плугом.

Салтыков-Щедрин выразился еще витиеватее, но в том же духе. Оскар Уайлд не спорил и с холодноватой иронией обобщил:

– Всякое искусство совершенно бесполезно.

Современные филологи рассуждали и о наркотическом эффекте творчества, и о развитии воображения и даже эмпатии в сообществе – последнее, наверное, имеет социальную пользу. И всё же, всё же вернемся к Пушкину, а он сказал:

– Поэзия выше нравственности, или, по крайней мере, совсем иное дело.

По традиции читатели задавали после лекции вопросы: о духовной поэзии, о популярных сетевых «пирожках», спросили, не пишет ли Кирилл сам стихи. Он ответил:

– Нет, не пишу, я их изучаю. Я – читатель.

В антракте в фойе работал свободный микрофон, стихи читали почти исключительно девушки, это была сентиментальная лирика самых популярных поэтов: Окуджава, Заболоцкий, Друнина. Удивил единственный юноша, Михаил Камеронов, он мастерски прочитал поэму Есенина «Черный человек». Судя по возрасту чтецов, поэзия действительно не теряет популярности.

Но самое замечательное после антракта продемонстрировали театр «Вариант» и победители кастинга – простые тольяттинцы, пожелавшие принять участие в спектакле-вербатиме.

Кстати, театр ДК «Тольяттиазот» с самого начала участвует в проекте, и в начале мероприятия Юлия Петренко вручила режиссеру Галине Шевцовой-Скрипинской благодарственное письмо. Помнится, в этот раз театр планировал отдохнуть, но планы изменились. За основу очередного вербатима взяли нобелевскую речь Иосифа Бродского, прочли которую актеры Екатерина Ильюк и Виталий Хвостенко. Поэт говорил о языке, о поэзии, о литературе – говорил потрясающе правильные вещи. Например, о том, как изменился бы в лучшую сторону мир, если бы будущих правителей избирали не по их предвыборным речам и обещаниям, а по тому литературному багажу, с которым они пришли к выборам. О том, что грамотность и образованность еще не формируют духовность и нравственность, и т. п.

Иллюстрациями к речи были тщательно подобранные стихи: Гумилев, Мандельштам, Рильке, Блок, Самойлов, Заболоцкий, а также мало кому понятный Пригов и известный лишь филологам верлибрист Геннадий Алексеев. Организаторы провели качественный кастинг – каждый исполнитель неуловимо или явно напоминал своего автора. Завершила практически программным «Поэт издалека заводит речь» Цветаевой автор проекта Юлия Петренко. Представили всех чтецов, среди них были учащиеся, студенты, учитель, лингвист-переводчик, слесарь, безработный, заместитель директора филармонии и, как уже говорилось, заместитель генерального директора «Тольяттиазота». Многие из чтецов представились и поэтами.

Правда, я их не знаю. А вот тех тольяттинских поэтов, которые имеют соответствующие корочки, входят в официальные союзы и объединения, – тех я на мероприятии не увидела. Они не ходят, они не читатели, они – писатели. Но если для них подготовят лекцию на тему «Как ПИСАТЬ стихи», уверена, они тоже не придут. Они знают!

P.S. Следующий «Литературный оркестр» пройдет в ДК «Тольяттиазот» 24 февраля. Лекцию «Роман «Анна Каренина» в 1870-е годы: нравственная проповедь или «чистое искусство» прочтет филолог, литературный критик, журналист, доктор филологических наук, профессор РГГУ Дмитрий Бак.

Надежда Бикулова, «Вольный город», № 4 (1132) 03.02.17

фото: trovphira.zzz.com.ua