Руководитель Самарского УФАС России Леонид Пак возглавит комиссию по делу о росте цен в общественном транспорте Тольятти.

В январе 2016 года в Тольятти подорожал проезд в пассажирском транспорте: в автобусах и троллейбусах муниципальных предприятий АТП-3 и ТТУ — на 25%, в маршрутках коммерческих перевозчиков — от 25 до 35%. В связи с этим в редакцию «Площадь СВОБОДЫ» стали поступать звонки и письма читателей, возмущенных резким скачком цен. По просьбам подписчиков «Площадь СВОБОДЫ» обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области с просьбой дать правовую оценку случившемуся. Жалобы в ведомство направили и сами пассажиры. В конце марта в отношении перевозчиков г.о. Тольятти Самарским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Оборотные штрафы

В Самарском УФАС России отмечают: согласно данным заявителей, с 1 января стоимость проезда в муниципальных автобусах и троллейбусах возросла с 20 до 25 руб., проезд по маршрутам коммерческих компаний подорожал с 20 до 27 руб. В указанной ситуации специалистами антимонопольного органа были усмотрены признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции». По мнению специалистов, синхронное повышение и установление одинаковых цен на услуги по перевозке пассажиров может говорить о наличии согласованных действий между перевозчиками. В случае подтверждения факта осуществления антиконкурентных соглашений, согласованных действий к перевозчикам, одновременно повысившим цены, могут быть применены меры административной ответственности в виде оборотных штрафов по ст. 14.32 КоАП РФ. Ее санкции влекут наложение на должностных лиц от 20 до 50 тыс. руб., на юридических лиц — не менее 100 тыс. руб.

Как сообщила главный государственный инспектор Самарского УФАС России Дарья Намычкина, в настоящее время всем перевозчикам г.о. Тольятти, в том числе коммерческим компаниям, МП «ТПАТП № 3» и мэрии города как заинтересованному лицу разослано определение о назначении и рассмотрении дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Первое заседание комиссии состоится 10 мая. Возглавит комиссию руководитель Самарского УФАС России Леонид Пак.

Договор есть договор

26 апреля Арбитражный суд Поволжского округа в Казани рассмотрит кассационную жалобу мэрии г.о. Тольятти о признании недействительным решения Самарского УФАС России, где говорилось, что муниципалитет неправомерно обязал коммерсантов оборудовать подвижной состав валидаторами. Альтернативщики надеются, что дело не выгорит, и они смогут сбросить «балласт» в виде обязанности возить льготников по карточкам.

Попытку отказаться от приема соцкарт коммерсанты уже предприняли 14 марта, установив проезд за 10 руб. при предъявлении пенсионного удостоверения. По мнению перевозчиков, так они исполнили решение суда, который освободил их от обязанности закупать валидаторы. В мэрии считают иначе.

— В соответствии с условиями договоров перевозчики обязаны обеспечить перевозку льготных категорий граждан при представлении ими социальной карты жителя Самарской области, транспортной карты студента и учащегося, — напомнил руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов на заседании парламентской комиссии по городскому хозяйству. — Поэтому мэрией оперативно были приняты исчерпывающие меры по сбору доказательной базы, подтверждающей факты проезда за 10 руб., проведена претензионная работа. Перевозчикам было указано на обязанность незамедлительно обеспечить перевозку льготников в установленном порядке и в соответствии с действующим договором.

С этой позицией чиновников в Самарском УФАС согласны. «Решение антимонопольного органа не содержит выводов об отсутствии у перевозчиков обязанности по перевозке льготных категорий пассажиров. Напротив, условия договоров напрямую предусматривают данную обязанность», — сообщают в ведомстве.

А была ли угроза?

Руководители частных транспортных компаний встретиться с депутатами то ли побоялись, то ли не захотели. При этом заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству Владимир Бобров напомнил: когда разрабатывали маршрутную сеть, половину мест в зале занимали перевозчики, а когда возникли проблемы — никого нет. Отдуваться за «мужескую» братию пришлось руководителю АНО «СПАС» Анастасии Калининой.

— В решении УФАС сказано, что коммерческие перевозчики не обязаны оснащать транспортные средства валидаторами, — сказала она. — Эту позицию подтвердил апелляционный суд 16 февраля. Перевозчики ожидали, что мэрия самостоятельно исключит противоречащий закону пункт из действующих договоров. А так как в них ничего не сказано про перевозку льготников за наличный расчет, перевозчики в одностороннем порядке решили исполнить судебное решение — стали возить льготников за 10 руб. На что были получены исчерпывающие меры. В том числе в полиции и в прокуратуре были проведены разговоры с перевозчиками в нерабочее время, поступали угрозы, и перевозчики были вынуждены отказаться от данной меры и решение суда пока не исполнять. Мы ждем, к чему приведет кассация. Вопрос остается открытым, хотя мы считаем, что правы.

В подтверждение слов об угрозах Калинина привела высказывание начальника тольяттинской полиции Хейруллы Ахмедханова, который 23 марта сказал журналистам, что вызвал директора одной компании-перевозчика и в процессе разговора выяснил: тот ошибочно представлял, что решение суда вынесено в пользу коммерческих компаний. Не учел перевозчик и то, что работа продолжается без расторжения договоров с мэрией, в которых есть пункт о бесплатной перевозке по соцкартам льготников. «Я думаю, мы доведем вопрос до логического завершения. Как возили маршрутки льготников бесплатно, так и будут возить», — вот и все, что сказал полковник. Работники прокуратуры вообще никаких публичных заявлений о ситуации с маршрутками не делали. Поэтому депутаты заинтересовались: а знают ли начальник полиции и прокурор, что от их имени коммерсантам поступали угрозы?..

Менять коней на переправе?

Сгладить конфуз попытался председатель комиссии по городскому хозяйству Алексей Альшин. «Хотелось бы обратить внимание, что надо быть аккуратнее с высказываниями по поводу угроз и запугиваний. У нас официальное мероприятие, и все слова здесь звучат официально, — обратился он к Калининой. — На сегодняшний день договоры на перевозки не отменены. Значит, правоохранительные органы действуют в рамках законных договоров. Решение суда указало лишь на необоснованные действия мэрии, но сам договор не оспаривался». Альшин напомнил, что новую систему пассажирских перевозок готовила рабочая группа при участии коммерсантов, и уже тогда говорилось, что для муниципалов и альтернативщиков условия игры будут одинаковы. А если альтернативные перевозчики хотят пересмотреть условия, то надо смотреть всю систему в комплексе и, может быть, вернуться к тому, что всеми пассажирскими перевозками в Тольятти займутся муниципальные предприятия.

Максим Гусейнов, депутат ТГД, руководитель фракции КПРФ:
— Представители коммерческих компаний говорят, что хотели бы, как и муниципальные предприятия, получать компенсации за нерентабельные перевозки. Но когда маршруты выставляли на конкурс, с учетом нерентабельных рейсов в лоты включали и рентабельные. Кроме того, если перевозчики готовы за 10 руб. возить льготников, значит, себестоимость одной поездки у них ниже заявленных 25-27 руб. И потом, когда коммерсанты шли на торги, они знали все условия. К тому же, как мы услышали на заседании комиссии, коммерческие перевозчики тоже могут претендовать на компенсацию по нерентабельным рейсам. Для этого надо подать в мэрию документы и расчеты. В случае если маршрут признается нерентабельным, в бюджет следующего года заносится соответствующая сумма. И подобные обращения перевозчиков в департаменте дорожного хозяйства и транспорта уже рассматриваются. Но я считаю, что город в первую очередь должен компенсировать убытки именно муниципальным предприятиям.

Наша справка

Прокуратура Комсомольского района внесла представление об устранении нарушений директору ООО «Тандем» за то, что водитель маршрутки № 124 отказал пенсионеру в проезде по социальной карте. «Односторонний отказ ООО «Тандем» от исполнения условий договора между мэрией и перевозчиком нарушает требования действующего законодательства и ограничивает право льготного проезда отдельных категорий граждан в транспорте общего пользования», — отмечают в прокуратуре. По результатам рассмотрения представления виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, приняты меры по устранению допущенных нарушений.

Антиконкуретные соглашения влекут административные штрафы для юридических лиц в размере не менее 100 тыс. руб.

Юлия Романенко, Площадь СВОБОДЫ
roma-jul@yandex.ru

Леонид Пак

фото: Площадь СВОБОДЫ

фото: из открытых источников