Григорий Вилетник: Проблемы отраслей решаем комплексно

Заместитель мэра по городскому хозяйству – о долгах в сфере ЖКХ, пассажирских перевозках и борьбе с несанкционированными свалками.

Полгода назад пост заместителя мэра по городскому хозяйству занял известный в тольяттинских бизнес-кругах предприниматель Григорий Вилетник. За шесть месяцев работы, по его собственному признанию, успел сориентироваться в отраслевом пространстве города и практически полностью освоился на новом месте. О том, как работает сегодня сфера городского хозяйства, заммэра рассказал в интервью.

– Григорий Владимирович, перед началом отопительного сезона ресурсоснабжающие организации говорили о готовности ограничить поставку коммунальных услуг на жилфонд ввиду наличия задолженности. Вела ли мэрия переговоры, чтобы ресурсники отказались от идеи прибегнуть к крайним мерам?

– Да, конечно, с нашей стороны были обращения к коммунальным организациям. По результатам проведенной работы вы видите, что коммунальщики пошли навстречу и подали тепло на весь жилфонд и в первую очередь на объекты соцкультбыта. Но это не означает, что УК или жители могут сказать: отопление включено, давайте больше не будем платить. Ситуация с долгами крайне серьезная. Я прекрасно понимаю и ПАО «Т-Плюс», и ОАО «ТЕВИС», которые вынуждены делать различного рода предупреждения. Им нужно закупать оборудование, проводить ремонты сетей, делать техническое перевооружение. За счет чего? Где брать деньги? Этот вопрос для них действительно острый. И я бы хотел через газету «Площадь СВОБОДЫ» в очередной раз попросить население, а в большей степени – руководителей УК с полной серьезностью подходить к расчету с поставщиками коммунальных ресурсов. Иначе мы просто подойдем к тому, что в самый разгар отопительного сезона будет резкий скачок аварийности.

– При мэрии работает муниципальная комиссия по рассмотрению вопросов по погашению задолженности предприятиями ЖКХ. Как еще оказать влияние на УК?

– Тема неплатежей обсуждалась неоднократно на различных площадках, в том числе на общественном совете. Кроме того, в рамках муниципальной комиссии по вопросу погашения задолженности я собирал руководителей УК. С моей стороны был вопрос: «Почему вы не платите за энергоресурсы?» В ответ услышал, что проблема в неплатежах от населения. Я сказал, что руководители УК лукавят, как показывает практика, 95% населения выполняет свои обязательства по платежам надлежащим образом, и повторил вопрос. «У нас нет возможности, для нас это становится непосильной ношей», – ответили руководители. На что я заявил: «Почему в таком случае вы просто не откажетесь от этого бизнеса? Объясните! Скажите прямо, что нам население не платит, мы этим бизнесом заниматься не будем». Тем не менее все данные по управляющим организациям, которые являются злостными неплательщиками, мы будем направлять в Государственную жилищную инспекцию Самарской области, чтобы в дальнейшем ставить вопрос о лишении их лицензий. Но при этом не стоит забывать, что есть управляющие компании, которые работают качественно, за что население и мэрия им очень благодарны.

– Ресурсники тоже предпринимают различные методы воздействия на должников: инициируют банкротства, добиваются возбуждения уголовных дел. Вы поддерживаете эту политику?

– Полностью поддерживаем. Более того, мы неоднократно бывали на совещаниях в прокуратуре, где как раз рассматривались вопросы задолженности перед ресурсоснабжающими организациями в сфере ЖКХ. В совещаниях участвовали представители следственных органов, и со стороны прокуратуры им ставился на вид вопрос, почему не возбуждаются уголовные дела, хотя надзорное ведомство готово поддерживать эту работу. Да, в прошлые годы валово это не происходило, но теперь ситуация в корне изменилась. Политика сейчас такова, что злостные неплательщики все равно будут заканчивать уголовными делами.

– Чаще всего долги копят УК. Но есть и граждане, которые не вносят квартплату. С собственников задолженность можно истребовать через суд. А как решается вопрос с нанимателями муниципальных жилых помещений?

– Что касается муниципального жилья, мы держим этот вопрос на контроле совместно с департаментом по управлению муниципальным имуществом. Уже сформировано 12 пакетов документов по нанимателям жилых помещений, которые имеют задолженность по квартплате. Из них две квартиры были приватизированы, и решение вопроса с собственниками ушло в судебную плоскость. Наниматели четырех квартир после проведенной работы начали гасить задолженность. По двум квартирам проводится подбор документов для переселения в помещения меньшей площади. По одной квартире переселение, как вы знаете, уже состоялось. Но и здесь имеют место сложности. Есть, например, одна муниципальная квартира площадью 29,7 кв. метров, где живет семья из шести человек. По стандартам мы не можем предоставить им взамен жилье, где на одного человека приходится меньше 6 кв. метров. Соответственно, при переселении мы должны предоставить этой семье жилье не менее 36 кв. метров. То есть мы не ухудшим, а улучшим жилищные условия неплательщиков. В общем, жилые помещения для переселения должников в распоряжении муниципалитета есть. Но бывают патовые ситуации, когда переселением вопрос решить невозможно.

– Григорий Владимирович, почти год в Тольятти работает новая маршрутная сеть пассажирского транспорта. Много ли жалоб поступает? Как регулируется работа транспортников?

– Количество жалоб однозначно сокращается. В целом, маршрутная сеть достаточно неплохо работает. Но в то же время департамент дорожного хозяйства и транспорта проводит регулярные рейды и проверки на предмет того, как осуществляется работа маршрутной сети. И на основе постоянного мониторинга ведется отработка и корректировка сети перевозок.

– И все-таки остаются жалобы на водителей, которые отказываются возить пассажиров с социальными картами…

– Действительно, вопросы по социальным картам, к сожалению, возникают. Но в соответствии с условиями контракта об осуществлении перевозок коммерческие перевозчики имеют возможность заключать договоры на предоставление субсидий. Более того, такие примеры есть. У мэрии заключены договоры на предоставление субсидий с ООО «Спринтер» (автобусы № 20, 41, 94, 96, 108) и ООО «Зеленоглазое такси» (автобусы № 119, 127, 130, 132). Эти компании приобрели считывающие устройства для карт – валидаторы. С их помощью компании собирают данные о количестве перевезенных льготников, предъявляют эти расходы в мэрию и получают компенсации в виде субсидий.

– Вы человек из бизнеса и знаете, что в любом бизнесе всегда закладываются риски и т.д. Почему же коммерческие перевозчики так возмущаются сегодня условиями договора, которые были известны еще до участия в конкурсе?

– Вы совершенно правы. Все условия были известны. И по условиям этого договора перевозчик обязан осуществлять перевозки пассажиров по стоимости в строгом соответствии с конкурсным предложением и имеет право повысить цену на проезд только через год после заключения договора, то есть после 1 января 2016 года.

– Не теряет актуальности в Тольятти тема несанкционированных свалок. Какие средства тратит город на их ликвидацию? Не пора ли переходить к более жестким методам работы с нарушителями?

– По итогам инвентаризации в 2013 году в Тольятти было выявлено 96 несанкционированных свалок объемом 595 тыс. кубометров мусора. В 2014 году за счет средств местного бюджета ликвидировано 17 свалок на 1,8 тыс. кубометров, в 2015 году – 13 свалок на 2,8 тыс. кубометров. На 2016 год средства тоже планируются. Кроме того, в следующем году пройдет еще одна инвентаризация. Но закрыть вопрос о несанкционированных свалках на территории Тольятти мы может только совместными с населением усилиями. Ведь существует хорошо известная истина: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Заместитель мэра по городскому хозяйству

фото: Площадь Свободы

Беседовала Юлия Романенко, “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников