Сразу в двух местах Комсомольского района соснам грозит вырубка, ввиду того что участки выделены под строительство гостиниц.
Первый участок находится севернее жилого дома по улице Чайкиной, 21, и, по сути, относится к лесу. На нем растут порядка 400 вековых сосен. Вторая территория расположена западнее дома по Есенина, 4. Здесь в начале семидесятых годов прошлого века жители города посадили сосновую рощу на месте снесенных бараков. Но сегодня в мэрии, по-видимому, считают, что городу нужнее бетонные коробки, чем живые деревья.
И не дрогнет рука?
Участок на Чайкиной находится в зоне Ж4. Здесь в прошлые годы жители протестовали против строительства дороги, соединяющей улицы Механизаторов и Громовой, но теперь в думе говорят, что конфликт исчерпан. Выделяя землю под дорогу, мэрия прирезала к ней участок для строительства гостиницы, а затем появилось и постановление за подписью Сергея Андреева о его формировании.
Для того чтобы построить гостиницу, которая потом, вероятнее всего, будет переоформлена в жилой дом, предстоит вырубить часть леса. Жители считают, что после пожаров 2010-го, нанесших значительный урон тольяттинскому лесу, недопустимо вырубать вековые сосны под застройку.
На заседании рабочей группы в городской думе, где рассматривалась данная конфликтная площадка, было решено рекомендовать мэру приостановить выдачу разрешения на строительство. Тем более что налицо превышение полномочий мэрии и противоречие с существующим генпланом города. Затем вынести этот вопрос на публичные слушания по изменению зонирования, дабы привести участок в соответствие с генпланом.
Сажали, чтобы срубить?
На Есенина, 4, ситуация более сложная тем, что сосновая роща, на месте которой также хотят построить гостиницу, относится к жилой зоне. По одним документам здесь хотят возвести гостиницу, а по другим – 19-этажный двухсекционный жилой дом. Представители инициативной группы в своих обращениях уже дошли до президента. «Этот участок, хоть и небольшой, служит для нас местом отдыха, – говорят они. – Это территория общего пользования и все жители против строительства». Тем более что если втиснуть на него высотку, она закроет доступ к солнечному свету соседней пятиэтажки. Потому жители этой части города намерены стоять до последнего. Представители инициативной группы предлагают изменить на данном участке жилую зону Ж4 на Р4 – зону отдыха. Однако на данное обращение в мэрию они уже получили ответ за подписью и.о. заместителя мэра по градостроительной деятельности Евгении Бычковой, где говорится, что смена зонирования на этом участке не предусмотрена.
«По Есенина, 4, ситуация аховая, – считает председатель рабочей Группы Борислав Гринблат. – Потому что и зона, и генплан соответствуют разрешительной документации. При этом есть информация, что выделение участка произошло в бытность заместителя мэра по градостроительной деятельности Сергея Харитонова – самарца и передано самарской компании в кратчайшие сроки – в последний день, когда была такая возможность – 27 февраля. А с 1 марта выделение земли согласно вступившему в силу Федеральному закону возможно только с торгов. И вот 27 февраля в Тольятти были подписаны сотни решений по предоставлению земельных участков, в том числе для целей, не связанных со строительством. Я понимаю, что это было сделано специально. Но сегодня уже выдан градостроительный план, разрешение на проведение геодезических работ для 19-этажного 2-секционного жилого дома».
Как выходить из данной ситуации, решали на рабочей группе. Одним из предложений было увеличить стоимость порубочного билета. «Вот северо-западнее ДКИТ в этом году было вырублено 78 деревьев за 3,5 млн. рублей. – сообщил Борислав Гринблат.– А здесь 380 нужно спилить. Если многократно увеличить сумму за одно дерево, то неповадно будет рубить».
Но Аркадий Эстрин, экс-заместитель мэра по градостроительной деятельности, не согласился с депутатом: «Ну отдаст застройщик две-три квартиры в счет срубленных деревьев… Нет, это не выход. Нужно менять зонирование, изъять участок». А для этого Аркадий Петрович предложил следующий алгоритм действий. Запросить всю имеющуюся информацию: по участку, по процедуре предоставления, по наличию проекта планировки, проекта межевания, градплану, техническим условиям, публичным слушаниям, проектную документацию, заключение экспертизы и т.д. Найти нарушения законодательства (а они, по его мнению, есть), ошибки в документах и сделать повторные запросы. Затем по выявленным недочетам обращаться во все инстанции: прокуратура – на все уровни, губернатору и в суд.
Под занавес заседания выяснилось, что в мэрии, выделяя землю под строительство гостиницы на месте сосновой рощи, знали, что жители используют это место для отдыха.
Эколог-аудитор Андрей Крючков сообщил, что в 2006 году в Комсомольском районе была проведена инвентаризация зеленых насаждений по договору с мэрией. В результате инспекции участков с учетом мнения жителей решили, что на улице Есенина в районе дома № 4 нужен сквер, и все материалы были переданы в департамент городского хозяйства.
…Сергей Андреев в начале избрания на пост мэра, часто любил повторять перед прессой, что его команде досталось непростое «наследство» в виде спорных договоров аренды на землю, выдачи разрешений на строительство. Теперь он забыл свои слова или и его поразила системная болезнь?
Комментарии
Аркадий Эстрин:
– В Градостроительном кодексе написано, что Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия». Из принимаемых мэром решений в очень большом количестве случаев сохранение окружающей среды не является важным, а на мнение населения ему наплевать. Это характерно видно по многочисленным отпискам. Например, согласно Градостроительному кодексу и нормативным актам Тольятти, все предложения по изменениям Правил землепользования обязаны направлять в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки, а далее по процедурам, которые в документах подробно описаны. Но г-жа Бычкова превышает свои полномочия и отправляет, по сути, без рассмотрения обращения людей подальше. Городом управляют чужие.
Алексей Краснов, депутат Думы городского округа Тольятти от КПРФ:
– На заседании этой конфликтной комиссии у меня сложилось впечатление, что большинство собравшихся пришли в «клуб анонимных алкоголиков» – выговориться о своих проблемах, а не изложить внятный алгоритм решения спорной ситуации. Председатель Борислав Гринблат, человек в законах поднаторевший, почему-то всё время пытался решить наболевшие вопросы не через «правовое поле», как справедливо отметил Эстрин, а через собственный дар эмоционального убеждения. Меня обеспокоило отсутствие на комиссии специалистов в области строительства, юристов соответствующего профиля, которые стояли бы на стороне горожан и смогли бы дать независимую экспертную и правовую оценку всех конфликтных ситуаций. Без этих людей ощущалось, что мы собрались «на поболтать», что время жителей и депутатов тратится впустую.
Я начал заниматься проблемой на Есенина, 4, практически на следующий день после того, как там побывала машина с геодезистами. Сразу возникла масса вопросов. Как на таком узком отрезке земли можно воткнуть 19-этажное здание? Почему не учитывается мнение жителей? Почему выдается разрешение на строительство, если на участке располагается свыше трёхсот деревьев? Я написал обращение мэру, чтобы он не выдавал разрешение на строительство. Но это, я так понимаю, чистая формальность. Нужны спецы, которые помогут решить вопрос на уровне смены зонирования участков, походов в суд и других действенных мер.
Ольга Баркалова, «Тольяттинский навигатор»