GM уходит из России

В день, когда в Тольятти объявили о начале строительства дочернего предприятия GM-АВТОВАЗ “Джей Ви Системз”, сияло солнце. Это было 14 июня 2013 года. На торжественной церемонии вместо традиционной закладки первого камня организаторы придумали несколько запоминающихся “фишек”. Гостям, пришедшим разделить праздник с хозяевами, сначала предложили надеть фартуки и рукавицы и из горшков с цветами сложить яркую жизнерадостную цветочную эмблему новой компании JV Sistems. Потом все вместе совершили символический запуск календаря, ведущего обратный отсчет: электронное табло показывало, сколько дней осталось до окончания строительства. В тот день на календаре зажглась надпись “2 года 171 день”.

Предприятие должно было выпускать кузова для обновленного внедорожника “Шевроле Нива”, здесь также планировалось разместить современную прессовую линию и современную лабораторию. Тогдашний президент АВТОВАЗа и председатель совета директоров «Джи Эм-АВТОВАЗ» Игорь Комаров, выступая на церемонии, сказал: “Мы начинаем самый большой проект в экономической зоне. Предполагается, что это предприятие будет якорным и базовым в этой зоне. Мы прекрасно понимаем, что во многом это будет примером эффективной реализации производства здесь для основных поставщиков”. Еще один важный момент – благодаря новому производству в Тольятти должно было появиться более 1000 новых рабочих мест.

Презентация нового завода закончилась, электронное табло забрали с улицы в фойе GM-АВТОВАЗ, и до недавних пор оно исправно вело обратный отсчет времени. Строящееся предприятие действительно стало якорным, потому что вслед за ним желание стать резидентом тольяттинской ОЭЗ изъявила индийская компания по производству двигателей, рассчитанных на выпуск новой “Шевроле”.

Но потом случилось то, что случилось: кризис на автомобильном рынке России, который сейчас в самом разгаре, заявление GM об уходе из России и закрытие санкт-петербургского предприятия компании, а на тольяттинской площадке JVS весной 2015 года возникли проблемы с подрядчиком. Собственно говоря, на фоне кризиса и ухода GM сама возможность выпуска новой «Шевроле Нивы» сегодня под вопросом. И вкупе с волной сокращений рабочих мест на АВТОВАЗе в Тольятти снова появился повод поговорить о проблемах моногородов вообще и Тольятти в частности.

Тем не менее гендиректор ОЭЗ «Тольятти» Алексей Пахоменко считает, что у проекта еще есть шанс быть запущенным вовремя – если GM-АВТОВАЗ сочтет для себя возможным ужать подготовку к производству. Если нет – произойдет просто смещение в сроках запуска. «Ситуацию внутри «Джей Ви Системз» (дочерняя компания GM-АВТОВАЗ) и взаимоотношения заказчика с подрядчиком я комментировать не буду, поскольку это в компетенции сторон. Но сам проект продолжает жить, – говорит он. – Я пользуюсь в этой части только открытыми источниками. Да, в проекте есть проблемы, и они озвучены. Но также озвучено, что компания GM, уходя из России, оставляет за собой право собственности, а соответственно и участие в проекте GM-АВТОВАЗ, управляя этим проектом через корпоративную процедуру. Напомню, что GM является в GM-АВТОВАЗ равноправным соучредителем вместе с АВТОВАЗом. Поэтому из всего вышесказанного мой вывод достаточно простой: этот проект продолжает жить и будет реализован. Будет ли он выполнен в заявленные сроки? Не исключено, что сроки будут скорректированы».

Так или иначе, эти сроки и кризис на автомобильном рынке в целом пока не оказали серьезного влияния на жизнь ОЭЗ. В августе 2014 года здесь запустилось первое производство – «Нобель Автомотив Русиа» (Турция). Еще семь новых производств готовятся к старту в 2015 году, одно – уже в апреле. «Мы ожидаем, что в этом году стартует производство «СИЕ Аутомотив Рус», которое будет выпускать литые алюминиевые детали для двигателей – рассказывает Алексей Пахоменко. – На участке уже полностью построен производственный корпус, завезено и смонтировано оборудование». Во втором квартале этого года ожидается запуск данного производства в тестовом режиме». Производственные корпуса также построены у компаний «Эдша Тольятти», «Хай-Лекс Рус» и «Атсумитек Тойота Цусе Рус». Эти резиденты планируют запустить заводы в третьем квартале. Компания «МАНН+ХУММЕЛЬ Тольятти» начала стройку позже, и запуск производства здесь ожидается ближе к концу года.

«Особенно подчеркну, – говорит Пахоменко, – что практически все автокомпонентщики, которые к нам пришли, не являются поставщиками только Альянса «Renault-Nissan-АВТОВАЗ». Они являются также поставщиками крупных производителей, находящихся на территории РФ. То есть существует определенная внутриотраслевая диверсификация, и мы этому рады. Потому что при перераспределении объемов продаж (в случае если один производитель теряет объем продаж по каким-либо причинам) у наших компаний, поставщиков автокомпонентов, есть возможность перераспределить пакет так, чтобы оставаться устойчивыми и соблюсти интересы производства. Кроме того, среди наших резидентов есть компании, которые ориентированы не только на внутренний, но и на европейский рынок».

Двенадцать из 16 компаний-резидентов ОЭЗ «Тольятти» являются производителями автокомпонентов. Что касается других компаний, которые не имеют отношения к автокомпонентам, – пока их не так много, но они есть. Это и «Озон-фарм» с проектом из фармакологической отрасли (выпуск лекарственных препаратов), и «Праксайр Самара» (США) – завод по заправке емкостей промышленными и специальными газами. Это и Тольяттинская бумажная фабрика, которая занимается переработкой макулатуры в картон. Время все расставит на свои места. И те глобальные компании, которые уже пришли на территорию тольяттинской ОЭЗ, завтра могут начать развивать здесь новые направления.

Алексей Пахоменко

табло в ОЭЗ время отсчет

фото: gm-avtovaz.ru

информационно-рекламная газета «Город на Волге»

фото: из открытых источников