Фотоальбом: от Ставрополя до Тольятти

111 новости тольятти

Яркая страница летописи ничем не примечательного, кроме уникальной природы городка Ставрополя открылась в 1950 году, когда он стал центром строительства Волжской ГЭС имени Ленина. В связи с заполнением ложа Куйбышевского водохранилища город “переехал” на новое место. На проектную мощность ГЭС была выведена в 1957 году. Сооружение в Жигулях гигантской “фабрики” электричества, по существу, привело к рождению нового города – индустриального Ставрополя, который со временем стал крупным центром химической промышленности, машиностроения и стройиндустрии.

Волжская ГЭС имени Ленина (ныне Жигулевская ГЭС) была построена в рекордно короткие сроки с 1950 по 1957 год.

Новый город с прежним названием “Ставрополь” стал быстро расти благодаря тысячам прибывших на всероссийскую стройку специалистов и строителей. Комсомольский район возводился практически одновременно с Волжской ГЭС. До сих пор здесь сохранились малоэтажные здания сталинского и хрущевского периодов. Только в Комсомольске есть парк, где нет ни одного посаженного дерева, так как он создан прямо на участке соснового бора. На фото верхние шлюзы, строящийся элеватор и комсомольский район, который первоначально назывался Кунеевка, по названию бывшей на этом месте деревни.

Для празднования успешного завершения строительства Волжской ГЭС 9 августа 1958 года в Ставрополь прибыл Н. Хрущев с правительственной делегацией.

Еще один поселок, возникший при строительстве ГЭС, носит название Шлюзовой – по расположению рядом с верхними шлюзами. Поселок начинался с временной застройки. Силами Куйбышевидростроя в 1950 году были построены казармы. Через год в районе Шлюзового посёлка были построены 5000 кв. метров общежитий. Проект застройки поселка Шлюзового разрабатывался институтом «Ленгипрогор» в несколько этапов. 5 июня 1951 года была выбрана площадка для посёлка. В 1951 году был представлен первый проект, автором которого был И. Г. Ромм. 10 сентября 1951 года проект был рассмотрен на заседании у заместителя начальника по делам архитектуры Совета Министров РСФР.

Проект предусматривал 3-4-х этажную застройку, две площади с клубом и зданием управления шлюзов. Вдоль берега канала должна была быть проложена набережная с красивым видом с воды, перпендикулярно ей – главная улица. Её начало обозначало высотное здание с башней. Застройка кварталов предполагала здания сложной конфигурации, особенно в прибрежной части. На въезде в посёлок со стороны города Куйбышева (ныне Самара) были запроектированы два симметрично расположенных здания с полукруглыми фасадами. Концевые участки улиц, являющиеся въездом в посёлок, предусматривали здания с более богатыми архитектурными формами. Всего в первой очереди посёлка должны были построить 42 жилых каменных строения. Магазины и предприятия сферы обслуживания предполагалось размещать на первых этажах жилых домов.

Посёлок проектировался на 7200 жителей. Согласно нормам тех лет, в посёлке должны быть построены школа на 960 мест, 3 яслей и 3 детских сада, больница на 70 коек, амбулатория, баня, гостиница.

В феврале 1952 года проект был ещё раз рассмотрен в Москве и в апреле был утверждён с дополнениями. На заседании было рекомендовано облегчить конфигурацию зданий и выработать более упрощённый тип, уменьшить размеры площади за счёт смещения здания клуба к управлению шлюзов. В 1953 году проект был доработан. В этом же году для поселка Шлюзового был принят проект клуба на 320 мест.

В 1952 году в Шлюзовом были сданы в эксплуатацию около 3 тысяч кв. метров жилья, в 1953 году – ещё 3 тысячи. К январю 1955 года здесь было построено 11 тысяч кв. метров жилья. В октябре 1956 года в поселке Шлюзовой были приняты Государственной комиссией несколько зданий, в том числе школа на 880 учащихся. Эта школа была самой крупной в Ставрополе. На здании до сих пор сохранилась надпись «Средняя трудовая школа №2» (ул. Ставропольская, 1).

Микрорайон Портпосёлок начал свою историю как самостоятельный рабочий городок гидростроителей и работников будущего порта. 3 февраля 1953 года Ставропольский Горисполком обратился в Куйбышевский облисполком с просьбой включить территорию Портпосёлка в черту нового Ставрополя. В Портпоселке были построены деревянные финские домики на 2 хозяев с водопроводом, канализацией, ваннами и водяным внутренним отоплением, предназначенные для инженерно-технических работников, в таких жили И. В. Комзин (начальник КГС во время строительства ГЭС), Разин (главный инженер), Мурысев (парторг КГС) и многие другие. Количество благоустроенных финских домиков было ограничено, поэтому даже для руководителей было большой удачей, если им удастся поселиться в них. В двухэтажных восьмиквартирных щитовых домах получали квартиры «простые» строители. У каждого дома строились 8 сараев не более 8 метров квадратных каждый. Однако и здесь селилось не 8 семей, как предполагалось, а 12-15. Иметь отдельную квартиру считалось роскошью. На фото – пельменная, снесенная в начале 2000-х.

Автором проекта Центрального района стал архитектор Ю. М. Киловатов. В центре района были спроектированы площадь и парк. От них тремя лучами шли главные улицы (Сталина, Ленина, Химиков). Их ширина, с учётом численности населения, составляла всего 25 метров. По фронту главных улиц должны были строиться 2-х и 4-х этажные здания. В глубине кварталов располагался частный сектор. Проект был одобрен с замечаниями областного отдела по делам архитектуры. Самое интересное, что первоначальный вариант застройки города был рассчитан всего на 16 тысяч жителей.

В январе 1953 года Ю. М. Киловатову было дано указание переделать проект застройки на новый – с расчётом на 100 тысяч человек. Дело в том, что к городу «привязали» строительство нескольких крупных предприятий и первоначальных объёмов застройки уже не хватало. На фото – стадион “Труд” и площадь Свободы.

Постепенно город благоустраивался. В ноябре 1953 года в Центральном районе была принята первая очередь водопровода – 13 колонок. В декабре этого же года был проведена первая высоковольтная электролиния по улицам Садовой, Советской и Лесной. На фото – жители вскапывают центральный парк.

Площадь свободы.

Новый толчок в развитии город получил благодаря начавшемуся в 1974 году строительству крупнейшего в СССР завода по производству минеральных удобрений “ТольяттиАзот”.

Также в Тольятти были построены другие крупные химические заводы – КуйбышевФосфор, КуйбышевАзот, Тольяттикаучук.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1964 года город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в Тольятти в честь генерального секретаря Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти.

В 1966 году началось строительство крупнейшего в СССР Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей, площадью более 900 гектаров.

Параллельно со строительством завода начал возводиться и жилой район для работников ВАЗа – Автозаводский. Историки называют это “третьим рождением города”.

ВАЗ 2101 на старом советском плакате.

Особенность Автозаводского района или, как говорят местные “нового города”, в том, что он был построен, впервые в СССР, без единого барака. На новом месте предполагалось обойтись без временного жилья и сразу строить благоустроенные дома и объекты соцкультбыта. Это эталон «города-мечты», города будущего в представлении архитекторов периода конца 60-х – начала 70-х годов.

Строящаяся гостиница около современного ТЦ “Вега”, около 30 (! ) лет оставалась недостроенной в связи с какими-то ошибками в проектировании, её достроили только в 2010 году.

Не обошлось без помощи стройбата.

Район строился в чистом поле практически с “нулевой” отметки: с устройства инженерных коммуникаций: дорог, коллекторов, линий водоводов. За короткие сроки необходимо было ввести в пользование и освоить 80 кв. км земли.

Первые годы район буквально утопал в грязи.

Над его проектированием работало 27 научно-исследовательских и проектных организаций, генеральным проектировщиком стал институт ЦНИИЭП жилища. Руководствуясь теорией функциональных зон, архитекторы-проектировщики сразу выделили в Новом городе 4 планировочных района, два из которых предназначены преимущественно для рабочих и специалистов автомобильного завода, третий (восточный) – для трудящихся предприятий существующей части города, четвертый – резервный. Четкое определение зон позволило определить застройку нового района в две очереди, что позволило ускорить возведения жилья и объектов инфраструктуры.

Фундамент первого дома в Новом городе заложили еще в 1967 году. 31 октября бригада “Жилстроя” № 1 под руководством Валентина Павлова провели закладку фундамента первого дома со строительным индексом 1-Д (ныне это дом по ул. Свердлова, 37) в первом квартале будущего Автозаводского района города Тольятти. Символичным моментом стало послание к жителям города 2017 года, помещенное в стальную капсулу и уложенное Героем Социалистического Труда Марфой Трофимовной Шубиной в фундамент дома.

Большой вклад в жилищное и культурно-бытовое строительство Автозаводского района внесли “вазовцы”. Это приехавшие из 28 областей, краев и республик Советского Союза молодые люди, комсомольцы – будущие работники Волжского автомобильного завода, профессиональная деятельность которых, как правило, не была связана со строительством. Целыми специализированными подразделениями им надолго приходилось переквалифицироваться в строителей. Обучение возведению крупнопанельных домов проводилось прямо на рабочих местах. Для этого из Москвы в Тольятти были направлены 400 квалифицированных рабочих.

Строящийся спорткомплекс “Волгарь”.

6 мая 1969 года началось строительство кинотеатра “Сатурн”, которое было окончено в феврале 1972 года. На момент сдачи это был крупнейший кинотеатр Куйбышевской области на 1200 зрительских мест, оборудованный кондиционерами.

Проектированием кинотеатра занимались специалисты Московского центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий Э. Б. Тер-Степанова, М. П. Бубнов, К. В. Лазарева, И. В. Семейкина и конструктор В. Г. Немировский.

Такси около “Сатурна”.

Жилая застройка проведена домами самой различной конфигурации и высоты. В первых кварталах застройка состояла в основном из пятиэтажных домов. Затем основными стали 9-ти этажные дома, которые дополнялись 12-ти и 16-ти этажными. Автоград был вторым в Советском Союзе после Зеленограда городом, где дома подготавливали под электроплиты.

На окраинах Тольятти (вплоть до начала 90-х) можно было увидеть лосей.

Около кинотеатра Сатурн в первые годы часто проводили массовые мероприятия.

Также, долгое время здесь сидели фотографы со своим инвентарем – персонажами из мультфильмов, велосипедами и машинками. На фото – я в детстве.

Строится детский парк автозаводского района.

Погрузка на корабль первых “Жигулей” в порту Комсомольского района.

Пассажирские перевозки осуществляли вот такие “Метеоры” (или “Ракеты”).

Речной порт Комсомольского района.

Стела на площади Свободы.

Кинотеатр “Космос” в Центральном районе.

Он же, 70-е годы.

Парк Центрального района.

На Центральной площади когда-то работали небольшие фонтанчики. Фото Алексея Потапова.

Площадь свободы.

Ул. Горького в сторону к/т “Буревестник”.

Вид с колеса обозрения в центральном парке на ул. Ленина. Внизу небольшой домик с игровыми автоматами, я часто бывал там в детстве.

Ул. Карла Маркса около к/т “Космос”. Раньше движение здесь было двухсторонним.

Ул. Ленина в сторону Центрального парка.

В парке Центрального района.

Сооружение Автозаводского района Тольятти проводилось с учетом его предназначения – автомобильная столица. В связи с этим планирование и проектирование внутренней транспортной сети Нового города строилось на новейших подходах, с расчетом на массовое скоростное движение и стремительное увеличение численности транспорта.

Развитая система дорог стала важным отличительным признаком Автограда от Центрального и Комсомольского районов города с их небольшими шоссейными дорогами, не рассчитанными на большой поток машин.

Основной территориальной единицей Автозаводского района являются укрупненные жилые кварталы. Население Автозаводского района в 1972 году составило 118 тысяч жителей, 3 млн. кв. м жилищного фонда, 10 общеобразовательных школ, 16 детских садов, 6 торговых центров.

Праздничная демонстрация на улицах Центрального района.

Современный город резко отличается от своего прародителя. Энергичный, спортивный, деловой, Тольятти- один из самых стабильных и активно развивающихся городов России. Его по праву считают крупным современным промышленным центром Поволжья.