Фонд капитального ремонта Самарской области не согласился с выводами прокурорской проверки.

Мы уже раcсказывали о результатах прокурорской проверки, которая проводилась надзорным ведомством региона в отношении фонда капитального ремонта Самарской области (ФКР). Ввиду того, что в деятельности ФКР были обнаружены многочисленные нарушения, связанные в том числе с незаконным использованием средств общего котла на собственные нужды регионального оператора, прокурор Самарской области Константин Букреев потребовал рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законодательством ответственности за допущенные огрехи.

Материал, опубликованный в «Площади Свободы», получился резонансным. Шутка ли! Прокурорской проверкой было установлено, что в 2015-2016 годах в нарушение действующего законодательства фонд израсходовал на свои административно-хозяйственные нужды 83 млн руб. А ведь эти деньги являлись процентами от размещения средств собственников на банковском депозите регионального оператора, так что, по логике, должны были вернуться в общий областной котел для проведения ремонта домов.

Виноваты законы...

Журналисты «Площади Свободы» обратились в ФКР с просьбой рассказать, какие меры предпринял региональный оператор для устранения нарушений законодательства, выявленных в ходе прокурорской проверки. Также «Площадь Свободы» поинтересовалась, привлечены ли к ответственности лица, виновные во вскрытых надзорным ведомством нарушениях.

— По вопросу несоблюдения сроков реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, в плановый период 2014 и 2015 годов необходимо отметить следующее, — сообщил заместитель генерального директора — руководитель аппарата ФКР Андрей Панков. — В соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт, за исключением собственников помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт наступает по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, когда была опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен многоквартирный дом. Региональная программа утверждена постановлением правительства Самарской области № 707 от 29 ноября 2013 года, соответственно, восьмимесячный срок истекает 31 июля 2014 года и обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников с 1 августа 2014 года.

Таким образом, мероприятия по капитальному ремонту не были финансово обеспечены в необходимом объеме.

...собственники...

По мнению заместителя генерального директора ФКР Андрея Панкова, дополнительным фактором, повлиявшим на сроки проведения капитального ремонта (на срыв таких сроков. — Прим. ред.), явилась также крайне низкая активность собственников при принятии решений на общих собраниях о согласовании предложений регионального оператора по проведению ремонтных работ. «Так, в 23% многоквартирных домов собственниками помещений нарушен установленный законодательством трехмесячный срок согласования подготовленных региональным оператором предложений по капитальному ремонту. Помимо нарушения сроков согласования предложений по капитальному ремонту необходимо отметить крайне низкую активность собственников помещений при оплате взносов в 2014-2015 годах», — сообщил руководитель аппарата фонда.

При этом ответственный чиновник почему-то ни слова не сказал о том, что качество представленных фондом «предложений» не выдерживает порой никакой критики, поэтому жителям банально не хватает установленных законом трех месяцев, чтобы добиться исправления ошибок, изменения видов работ и пр. Ясно, конечно, что так бывает не всегда, но все же и такие примеры имеют место. Да и низкую активность по переводу взносов на ремонт объяснить несложно, если вспомнить, как «качественно» некоторые подрядчики работают на домах. Неудивительно, что оплачивать «подвиги» таких горе-ремонтников люди не видят смысла — боятся, что в их домах после капремонта станет еще хуже.

...бюджет...

По вопросу использования ФКР средств, полученных от коммерческой деятельности в виде процентов, начисленных банком на остаток средств на счете регионального оператора, Андрей Панков сообщил, что доходы некоммерческой организации в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящихся на счетах регионального оператора, покрывают дефицит бюджетного финансирования, необходимого для осуществления уставной деятельности фонда, и позволяет своевременно выполнять возложенные на регионального оператора законодательством РФ функции. В 2014-2015 годах, по его словам, финансирование ФКР из средств областного бюджета было существенно снижено — уменьшилось на 33%.

— Обращаем внимание, что по результатам проверки прокуратурой Самарской области не установлено фактов нецелевого и неправомерного использования денежных средств ФКР, — подытожил Андрей Панков.

При этом в представлении областной прокуратуры ясно сказано об установленных фактах незаконного использования региональным оператором средств фонда капитального ремонта на собственные административно-хозяйственные нужды, что жилищным законодательством не допускается.

Возникает и другой вопрос: если 83 млн руб. в виде процентов, как сообщает заместитель генерального директора, фонд израсходовал на своевременное выполнение возложенных на регионального оператора функций, то откуда взялись нарушения, на которые прямо указала прокуратура? Неужели денег было недостаточно? А если и впрямь не хватило — почему бы фонду не поискать другой источник дохода и не заставить, например, раскошелиться горе-подрядчиков, которые срывают сроки ремонтов, работают спустя рукава и оставляют после себя дырявые крыши, холодные батареи и разруху? Такая работа, к слову, ведется, но, может быть, ее надо активизировать?

...и подрядчики

«Площадь Свободы» запросила у регионального оператора информацию о сумме штрафов, которые фонд в 2014-2016 годах предъявил и взыскал с нерадивых подрядчиков за нарушения при проведение капремонта жилья по г. Тольятти и в целом по Самарской области. Также «Площадь Свободы» попросила перечислить самые «популярные» нарушения и назвать подрядные организации, чья деятельность на домах собрала больше всего претензий. Поименный список «героев» в редакцию, к сожалению, не поступил.

Зато выяснилось: в ходе проведения ФКР мероприятий по взысканию неустойки с подрядных организаций, нарушивших условия договоров на выполнение ремонтных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Самарской области, на расчетный счет регионального оператора с января 2014-го по декабрь 2016-го поступили денежные средства в размере 11,297 млн руб. Правда, выяснить, на какие штрафы «попали», к примеру, подрядчики из Тольятти, возможным не представляется: штрафные санкции применяются напрямую к той или иной подрядной организации, которая может быть задействована на капремонте в разных уголках губернии одновременно.

Цифра

Собственники жилья Самарской области задолжали региональному оператору 2,467 млн руб. за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Наша справка

1073 многоквартирных жилых дома планируют капитально отремонтировать в Самарской области в 2017 году.

Юлия Романенко, «Площадь Свободы»
roma-jul@yandex.ru

подвал дома при капитальном ремонте рабочие

фото: «Площадь Свободы»

фото: из открытых источников