Не многие знают, что в 1998 году Евгений Евтушенко приехал в Тольятти с необычной миссией – купить себе новый автомобиль. К нашему заводу он относился с большим уважением и много лет проколесил по Садовому кольцу на вазовской «двойке», хотя вполне мог позволить себе иномарку. И вот, решив сменить свой старенький универсал на более современную модель, он прибыл в Тольятти, где ему в помощники назначили Юрия Целикова, тогда еще исполнявшего обязанности директора фирменного автоцентра…

Евгений Евтушенко: «Наша страна держится на женщинах-труженицах»

– Это было в мае, – вспоминает Юрий Кузьмич, с которым мы встретились спустя несколько дней после смерти поэта. – Позвонил мне Леонид Пахута и попросил помочь Евтушенко в решении некоторых вопросов. Задача было понятной и не новой: скольких мастеров культуры обихаживал ВАЗ в конце прошлого столетия – не припомнить. Купить он хотел привычный для себя универсал, а именно «четверку». Подобрали машину, попробовали на ходу, а Евтушенко вдруг хмуриться начал и говорит: «Руль тяжеловат…» Я ему отвечаю: «Просто сила в руках уже не та, наверное…» Он засмеялся, но чувствовалось, что не слишком приглянулась машина. И тогда мы ему показали новую модель – ВАЗ-2111, которая на тот момент еще даже в продаже не появилась. Посмотрел поэт, загорелся, решился… В общем, оформили заявление на право покупки из опытно-промышленной партии, подписали его у тогдашнего президента Алексея Николаева.

По словам Целикова, он провел с Евтушенко три дня, успев свозить его на экскурсию в дизайн-центр НТЦ (туда пускали только избранных), рассказать об особенностях отечественного автомобилестроения и даже прочитать с десяток своих рифмованных строк. Когда столичный гость услышал «Вазовский вальс», который Кузьмич написал вместе с женой на музыку Игоря Кучукова, то воскликнул: «Это же профессионально!»

– Возможно, эта похвала (или просто вежливость гостя) и подтолкнула меня написать первую книгу – «Надпись на ВАЗе», – с улыбкой говорит Целиков. – Самого Евтушенко я с тех пор больше не видел, однако творчеством его интересовался – как до того визита в Тольятти, так и после. По сути, со студенческих пор слежу за его стихами. По количеству книг в домашней библиотеке он, наверное, на третьем месте, после Пушкина и Маяковского. У меня даже есть изданный им энциклопедический справочник по отечественной поэзии «Строфы века». Уникальная книга, изданная тиражом всего в 5 тысяч экземпляров. По большому блату я ее в Москве купил.

– Машину-то он сразу забрал? – спрашиваю у собеседника.

– Нет, оставил на стоянке в Тольятти. Мы ее позже сами перегнали в Москву. А точнее, в писательский поселок Переделкино. Кстати, она была в составе уникального автопробега, следовавшего по описанному Ильфом и Петровым маршруту Остапа Бендера и других персонажей  «Золотого теленка».

Юрий Кузьмич стал говорить о том, что Евтушенко был в Тольятти несколько раз и вроде бы даже стихотворение написал про заводскую проходную. Стали его искать в сборниках, но безуспешно.

Мои встречи с Евтушенко

Кстати, ему ведь машину со скидкой в 50 процентов продали, – сделав небольшую паузу, сказал Кузьмич.

Этот факт показался любопытным, и я спросил:

– Не мог себе позволить купить за полную стоимость?

– Сложно сказать. В первую очередь это жест доброй воли ВАЗа, однако судя по интервью, которые Евтушенко давал в те годы, денег ему действительно не хватало. Он в частности говорил, что все его сбережения, скопленные в результате литературной работы за границей и преподавания, пропали в государственных и частных российских банках. Он писал запросы в надежде всё-таки эти деньги вернуть, но ответов не получил.

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти», № 13 (1141) 07.04.17

Евтушенко на трибуне

фото: mulat.do.am

фото: из открытых источников