Если не дают талон в регистратуре

Корреспондент «Площади Свободы» встретился с активистами общероссийского движения «Наше право», которые ставят перед собой цели социальной защиты граждан во всех сферах от адекватных тарифов ЖКХ до права на бесплатное образование.

В том числе в рамках общественного движения реализуется программа «Здоровье нации», нацеленная на реализацию «майских указов» президента РФ, в частности, о совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения.

Талоны по заявлению

Руководитель данной программы движения, юрист Наталья Брит, заявила о необходимости становления правового сознания и повышения юридической грамотности граждан, дабы пациентские права стали действительностью в России.

— У нас в Российской Федерации бесплатная медицина, но только те граждане, которые знают свои права, получают медицинское обслуживание бесплатно, — отмечает Наталья. — Получается, что люди, сами того не осознавая, плодят коррупцию. Не разбираясь в своих правах, платят деньги в школах, в поликлиниках, больницах.

По словам юриста, если гражданин подходит в регистратуру и спрашивает талон к врачу и получает отказ, то данный акт вряд ли юридически можно рассматривать как нарушающий право россиянина на медицинское обслуживание. Спросить у сотрудника поликлиники — это обычный разговор. Другое дело — прийти в ЛПУ с собственным заявлением, где пациент сообщает о необходимости оказания ему медицинской услуги, заявляя о себе как о гражданине.

В документах, которые разработаны юристами общественного движения, прописаны статьи федеральных законов, регламентирующие право граждан на бесплатную медицину. А также статьи о привлечении врачей и администрации ЛПУ к ответственности (вплоть до уголовной) за отказ в оказании медицинской помощи.

Лучше, чем жаловаться

Со стороны такая мера наверняка вызовет споры о «пациентском терроризме», злоупотреблении гражданскими правами. Поскольку сегодняшнее здравоохранение, увы, находится в ситуации, когда права пациентов есть, но ресурсов для их реализации у медучреждений нет. Отнюдь не из-за собственного скверного характера медработники оказывают помощь не в полном размере. И направления на необходимые обследования не выдают просто потому, что их число крайне ограничено.

Однако все же если сегодня за пациентом закреплено право на бесплатную медицину, оно неотъемлемо. И если человеку нужна помощь в полной мере, он имеет право на нее в соответствующем объеме.

Заявительный характер при обращении в ЛПУ является скорее компромиссным, чем «терроризирующим» медслужбу. Гораздо хуже, если бы человек начал жаловаться в ТФОМС, Минздрав, Росздравнадзор или даже в силовые ведомства. Данное обращение позволяет разрешать все неурядицы на уровне одного ЛПУ с его руководителями, не привлекая сотрудников иных ведомств. О чем говорит и опыт участников движения.

Большая разница

Тольяттинка Людмила Хвостова, состоящая в рядах активистов движения «Наше право», одна из первых в городе прошла такой экспериментальный путь обращения за медобслуживанием.

Первым подопытным учреждением стала государственная стоматологическая поликлиника на улице Свердлова. Хоть с острой болью талоны к врачу выдавались всегда, но Людмила была крайне недовольна качеством обслуживания.

Чтобы исправить ситуацию без скандала и прочих неприятных коммуникаций, женщина составила документ, в котором подробно описала причины обращения и перечислила законодательные акты, согласно которым она требует соответствующего медицинского обслуживания. Составленное заявление было передано в приемную главного врача стоматологической поликлиники.

— У меня действительно все приняли, проводили к врачу. Прием отличался от того, что было раньше, — рассказывает Людмила. — Врач очень внимательно отнесся ко мне, рассказал по ступенькам, что за проблема у меня и каким образом ее будут лечить. И как нужно впоследствии себя вести, чтобы было все хорошо.

Снимки делались бесплатно, на качественном оборудовании. Как правило, по словам Людмилы, пациентов в данной стоматологии чаще всего отправляют на платный снимок. Все результаты были подшиты в карточку, а в качестве оповещения на домашний адрес Людмилы пришло письмо, где было описано, какое лечение она получила, кем оно было выполнено и в какой последовательности.

Диагнозы становятся точнее

Не так давно Людмила обращалась к своему врачу по причине сезонной вирусной инфекции. Терапевт назначил лечение согласно диагнозу ОРВИ. Через два дня на фоне отсутствия улучшений Людмила вновь обратилась к лечащему врачу, чтобы получить направление к лору.

Выяснилось, что к своему терапевту она может попасть только во вторую смену, а прием у лора проходит только с утра. В итоге Людмила снова составляет документ, подобный тому, какой она оставляла в стоматологии, относит к заведующей АПК и в тот же вечер пациентке звонит медсестра. На следующий день Людмилу лично принимала зав. отделением. Она же делала назначения, выписывала анализы, давала направление на рентген. И уже согласно более точному обследованию Людмила с диагнозом «хронический тонзиллит» была направлена к лору.

Сейчас женщина пытается установить причину проявляющегося у нее атопического дерматита. Ею уже получено направление на обследование у гастроэнтеролога и аллерголога. Нередко такие жалобы получают отмашки еще на стадии обращения в терапевтическую службу.

А операции бесплатными

Со стороны общественного движения разбирался случай с другой тольяттинской пациенткой, которой было необходимо срочное оперативное вмешательство по части гинекологии.
У девушки было направление на операцию, но в стационаре ТГКБ № 5 заявили, что огромная очередь не позволит ей госпитализироваться в ближайшие дни. Но прямым текстом было сказано, что при внесении шести тысяч рублей операцию можно провести в начале следующей недели на коммерческой основе.

Юристами «Нашего права» также было составлено заявление на имя заведующей гинекологическим отделением. Со слов Людмилы, которая сопровождала весь этот процесс, заведующая была очень взбудоражена, но документы приняла. Однако потом оказалось, что у девушки перед оперативным лечением не было анализа на ВИЧ, хотя днями ранее ее уже поставили на очередь на бесплатную операцию с тем же перечнем анализов.

Хоть юрист и сказал общественникам, что в их заявлении якобы написана «ерунда», но по факту девушка была качественно прооперирована на бюджетной основе в ближайшие дни.

Наша справка

Общественное движение «Наше право» было создано в 2012 году.

В его состав на данный момент входят региональные и местные правозащитные организации и другие институты гражданского общества (НКО).

Целью движения является становление правового государства и развитие гражданского общества в России.

К специалистам за защитой обращаются люди разного социального положения и разных возрастов, в том числе пенсионеры, инвалиды, бездомные, заключенные, врачи, учителя, артисты, художники, инженеры, домохозяйки и предприниматели.

Андрей Окунев, «Площадь Свободы»
vl.saxmeev5@gmail.com

девушка стоит у окна регистратуры поликлиники

фото: «Площадь Свободы»

фото: из открытых источников