Дважды рождённые

В Тольятти воруют копии машин, побывавших в сильных авариях.

За 7 месяцев 2015 года кражи автомашин в Тольятти снизились более чем на треть (36%) в сравнении с тем же периодом прошлого года. Об этом сообщил старший оперуполномоченный отделения по раскрытию краж автотранспорта УР УМВД России по г. Тольятти Александр Осипов. Если говорить о точных данных, то в прошлом году был похищен 121 автомобиль, в этом – 77. Это значительное снижение. «Мы считаем, что это связано с эффективностью нашей работы, – рассказывает Александр Осипов. – В прошлом году в Тольятти мы задержали несколько групп, специализирующихся на кражах автомобилей, в этом году тоже. Дают результаты и профилактические мероприятия – и наши, и всего комплекса наружных сил: это сотрудники Госавтоинспекции, вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы».

Процент раскрываемости краж автотранспорта традиционно невысок, но и он немного вырос в сравнении с прошлым годом, составив 28%. За 7 месяцев 2015 года полицией Тольятти задержано 25 подозреваемых в кражах автомашин, ряд дел доведен до суда. К примеру, прямо сейчас в Тольятти рассматривается довольно резонансное и показательное уголовное дело в отношении участников организованной группы, состоящей из трех человек. Молодые люди в возрасте 25-30 лет не один год занимались кражами автотранспорта в Тольятти. Как рассказал Александр Осипов, молодые люди «работали» по трем маркам автомобилей: «Приора», «Гранта» и «Шевроле-Нива». Способ похищения стандартный: при наличии нештатной сигнализации она отключалась с помощью сканера, а при наличии штатной охранной системы личинка замка двери проворачивалась с помощью механического приспособления. Точно так же проворачивалась личинка замка зажигания, после чего автомобиль заводили и отгоняли в один из заранее арендованных неподалеку гаражей. Здесь автомобилю перебивали номера под имеющиеся документы и прямо из этого же гаража его продавали.

Группа была создана тоже довольно типично: молодые люди были знакомы, имели криминальные связи. Один работал на СТО, занимаясь ремонтом автомобилей, другой, ранее судимый за кражу автотранспорта, работал в такси. Третий, как раз-таки организатор, находился в поле зрения полиции. Все эти люди были так или иначе связаны с автомобилями. Роли в группе при хищении машин распределялись по обстоятельствам. На «дело» могли идти все трое, а в дальнейшем один перегонял машину, другой перебивал номера, третий ее продавал под видом машины, получившей значительные механические повреждения и не подлежащей восстановлению. Машине просто вырезали фрагмент кузова с VIN-кодом и приваривали такой же от другой сильно битой машины. Такая вот схема работы диктовала свою специфику: для краж злоумышленники подыскивали автомобили, которые внешне соответствуют битым – по марке, цвету и общему состоянию.

По словам тольяттинских полицейских, схема работы автоворов на том, чтобы дать вторую жизнь битым машинам по уже готовым документам, типична. Второй способ сбыта краденого транспорта – разбор автомобилей на запчасти. Для таких преступлений воры приискивают как можно более новые машины. Стоит отметить, что кражи автомобилей с их последующим разбором раскрываются особенно трудно. Да и вообще, раскрыть кражу автомобиля зачастую сложнее, чем убийство, говорят оперативные работники. Почему? Следов на месте преступления никаких, свидетелей нет, да и отсутствие машины, как правило, обнаружено очень поздно – через несколько часов после совершения преступления. Обычно хозяин приходит к машине утром, а на этом месте пусто, ничего. Вот поэтому проблема по кражам автомобилей, и особенно с разбором, сегодня стоит очень остро.
Машины сегодня воруют из дворов домов, причем в любое время дня и ночи. Но особенно ворам нравится время после 19 часов, когда хозяева машины вернулись с работы и отдыхают после сытного ужина за просмотром какого-нибудь сериала. Вероятность того, что автовладелец в это время выйдет к машине, очень низкая, да и во дворах практически никого, а внимание случайных прохожих вечером трудного дня рассеяно.

В полиции Тольятти советуют водителям при закрытии машины обращать внимание на особенности срабатывания сигнализации. Нетипичный звуковой сигнал, частично закрывшиеся или вообще не закрывшиеся двери – признак того, что машину сканируют. Оглядитесь по сторонам, обратите внимание на людей, сидящих в припаркованных недалеко автомобилях, или на человека, стоящего неподалеку с телефоном или каким-либо электронным устройством в руках. Это могут быть как раз-таки автоворы. Запомните или, по возможности, даже сфотографируйте подозрительный автомобиль с людьми, запомните их приметы и сообщите в полицию. А свой автомобиль сразу переставьте в другое место, желательно – на охраняемую автостоянку.

Цитата:

Александр Осипов, старший оперуполномоченный отделения по раскрытию краж автотранспорта УР УМВД России по г. Тольятти:

– Я бы не советовал автовладельцам слишком сильно уповать на страхование по КАСКО, думая, что это снимает вопрос с хищением. Автомобиль нужно оборудовать механической системой безопасности. В пользу этого говорят факты. В течение 2015 года в Тольятти были три попытки кражи автомобилей с механическими противоугонными устройствами. В том числе две из этих попыток были сделаны по периметру АВТОВАЗа. И все эти машины остались на месте. Машины были оборудованы системой «Гарант». Но хотелось бы оговориться, что не все механические приспособления способны защитить автомобиль от кражи. Наша практика показывает, что наиболее эффективны замки «Гарант» и «Бастион». Так что если вы собираетесь купить автомобиль, обезопасьте его установкой механической противоугонной системы.

Интересно:

По оперативным данным, половина краденых машин впоследствии продается под видом ранее битых, а другая половина разбирается на запчасти.

автомобиль на месте ДТП

фото: Площадь Свободы

Евгений Халилов, “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников