Редакция «Вольного города» объявила о возобновлении бесплатного приема подписчиков газеты по всем юридическим вопросам. Председатель городской коллегии адвокатов «Защитник» Владимир Рогов проконсультировал читателей, что называется, в полном объеме. И даже сделал исключение для беременной женщины, которая в силу определенных обстоятельств не смогла приехать. Владимир Борисович проконсультировал ее по телефону.
Первым на прием пришел ветеран тольяттинской ТЭЦ Валентин Сипунов. Он много лет проработал старшим машинистом, а сейчас находится на заслуженном отдыхе.
– У нас двухкомнатная хрущевка в свое время была приватизирована на меня и жену. Как квартиру передать внуку, чтобы это не сильно било по его карману? – спросил Валентин Константинович.
– Давайте уточним. У вас дети есть?
– Сын.
– Вы приватизировали жилье без его участия?
– Мы ему отдельную квартиру купили.
– Как была приватизирована ваша хрущевка?
– В равных долях.
– Вам надо составить завещание или договор дарения. Но если договор дарения, то с обременением, чтобы вы могли жить в этой квартире до конца своих дней. Этот момент очень важный. Я знаю случай, когда отец подарил дочери коттедж в Поволжском, а она после оформления всех документов потребовала освободить жилье.
– Почему, Владимир Борисович?
– Она заявила, что не хватает денег и будет продавать коттедж. И то, что там живет ее отец, молодую женщину совсем не волновало.
– Печально. А что дешевле: завещание или договор дарения?
– Почти одинаково, сумма небольшая.
– Извините, а кому платить: нам или внуку?
– Валентин Константинович, а у внука совесть есть? Вы же ему квартиру отдаете…
– Он студент-третьекурсник, в Питере учится на математического лингвиста.
– Интересная специализация.
– Я сам особо не знаю, что это такое, но внук будет в совершенстве знать высшую математику и два иностранных языка.
Владимир Рогов объяснил ветерану процедуру оформления документов, ответил на уточняющие вопросы. Затем Валентин Константинович попросил совета по другой ситуации, напрямую не связанной с их семьей.
Была супружеская пара, после развода муж уехал в Крым, жена с ребенком – в Ленинградскую область. Молодая женщина купила домик без удобств в дачном массиве, нигде не работает, живет на алименты. Ветерана интересовали два момента: реально забрать у нее малыша и с какого возраста у ребенка спрашивают, с кем бы он хотел остаться?
– Мнение ребенка учитывается с 10 лет. А малышу сейчас сколько?
– Шесть лет.
– Что касается первого вопроса, то забрать у матери ребенка может только отец после соответствующего решения суда. Но с учетом географии (Тольятти – Крым – Ленинградская область) сделать это будет весьма проблематично…
С похожей проблемой обратилась Галина Ильинична, фамилию она просила не называть. Семья переехала из Узбекистана, у ее взрослого сына до сих пор нет российского гражданства. В декабре формальности будут утрясены, но женщина не хочет, чтобы сноха имела гражданство нашей страны.
– Их семья распалась, сын перешел ко мне жить, сноха сняла комнату у знакомых. Моим внукам 8 и 10 лет, они скатились в учебе, потому что их воспитанием никто не занимается. Нас сноха к детям не подпускает и сама ничего не делает. Она плохая мать, надо лишить ее родительских прав, – подчеркнула Галина Ильинична.
Владимир Борисович пояснил, что наши законы распространяются только на граждан Российской Федерации, поэтому сноху нельзя лишить родительских прав. А еще дал несколько ценных советов, как действовать дальше, если малолетние дети окажутся не нужны матери.
Еще интереснее ситуация возникла у Осинкиных (данные изменены). Молодые супруги решили развестись, в загсе Анжела сообщила, что беременна, но хотела бы расторгнуть брак. Им дали некоторое время на раздумье, а потом все-таки развели.
Сейчас Анжела, родив ребенка, предъявила иск к бывшему мужу, требуя, чтобы он выплачивал алименты и на сына, и на содержание кормящей матери. В общей сложности это около 20 тысяч рублей.
– До брака со мной Анжела жила с парнем, детей не было. Мы прожили два с половиной года, она не смогла забеременеть. И вдруг – ребенок. Я считаю, что либо его отец – другой мужчина, либо имеет место искусственное оплодотворение. В любом случае, почему я должен платить алименты не моему сыну?
Председатель городской коллегии адвокатов «Защитник» рекомендовал молодому человеку обратиться с иском в суд и ходатайствовать о назначении генетической экспертизы. Она и поставит точку в затянувшемся споре бывших супругов.
Про позднюю любовь рассказали на приеме две подруги, сделав акцент на возникших проблемах. Мужчина в возрасте воспылал, как ему казалось, искренним чувством к женщине помоложе. Ушел из семьи, развелся, прожил там год и – вернулся с поникшей головой. В июне попал в больницу, какое-то время пролежал в терапевтическом отделении, затем его перевели в хирургическое. Причем в хирургическое он приехал сам, на своей машине. Ночью сделали операцию, но…
– Как быть с имуществом покойного? – спросила бывшая жена.
– Вы повторный брак заключали? Нет? Тогда вынужден огорчить: вы не являетесь наследником.
Подруги долго вздыхали, рассказывали подробности случившегося, как будто хотели убедить Владимир Рогова в своей правоте.
– Как человек я вас понимаю, сочувствую, но как юрист снова констатирую: вы не являетесь наследником, – ответил Владимир Борисович.
Лидия Павловна с улицы Ленина хотела бы завещать свою квартиру внучке, которая переехала в Москву. Узнав нюансы, она уточнила:
– А сколько надо платить при вступлении в наследство?
– Копейки. Вот если бы это была не внучка, а правнучка, то сумма получилась бы солидной.
Николай Покровский интересовался подробностями дачного межевания, Антон Коробков – процедурой подачи искового заявления на руководство ТСЖ, супруги Алиевы – возможностями обуздать зарвавшегося работодателя. Но почти всех одновременно интересовала законность оплаты капремонта жилых домов. Владимир Борисович обещал подготовить для «Вольного города» дополнительную консультацию на эту тему.
Помогал вести прием
Сергей Русов, «Вольный город», № 42 (1119) 28.10.16