Неделю назад на территории летнего кинотеатра культурно-досугового центра «Буревестник» в рамках программы «Под звездным небом Тольятти!» состоялся конкурсный показ IV Всемирного фестиваля уличного кино.

Постоянные посетители летнего кинотеатра на сей раз увидели не старую добрую комедию, а шесть современных российских короткометражек, отобранных из более чем 800 работ. Напомним, что фестиваль уличного кино проходит в этом году со 2 июня по 4 сентября в 60 странах. Команда энтузиастов во главе с Александром Щеряковым устраивает показы короткометражных лент молодых авторов на набережных, площадях и крышах домов от Владивостока до Сан-Франциско.

Фестиваль является некоммерческим проектом, запущенным в 2014 году на Дальнем Востоке. За три года проект успел заработать два мировых рекорда, проехать более 20 тысяч километров и собрать больше миллиона зрителей. Всего в эстафете уличного кино примут участие более 300 городов по всей планете.
В Тольятти фестиваль проводился впервые и вызвал большой интерес. Найти себе местечко среди деревьев с «тыла» «Буревестника», да так, «чтобы было видно и слышно», оказалось непросто. Обидно, что некоторые горожане восприняли новацию как повод попить пенного и поболтать с друзьями, по сути, как пикник с киношным фоном.

Между тем вопросы, поднятые молодыми авторами в своих работах, не предполагали безудержного веселья. В любовной драме «По пути» режиссер Алена Олейник нашла место для русской зимы, в которую попадает американская пара, что в погоне за «дикой русской романтикой» едет накануне свадьбы в столицу Сибири. «Ты была права, там нечего было фотографировать!» — скажет в финале американец. Женится ли он после этой поездки? Вокруг любви крутились все сюжетные линии представленных фильмов.

Пронзительные «Шаги твои» (режиссер Макс Кубринский) дарят надежду, что любви не просто все возрасты покорны, но сплетают воедино наш привычный быт и вечность, которая «за кадром» всегда присутствует в жизни любого.

Фильм Дарьи Лебедевой «Каждый 88» — сага о перерождении человека, очереди за счастьем в той же самой вечности и месте аутистов в нашей жизни. Работа талантливая, но, как и большинство работ фестиваля, стилистически неровная, местами затянутая и порой излишне дидактическая и патетическая.

«Сквозь пальцы» Юрия Морозова выигрывает благодаря блистательной Татьяне Васильевой в роли взбалмошной старушки-художницы из дома престарелых. Она ждет свою дочь, хотя та прийти к ней не может, ведь художница когда-то оставила ребенка в роддоме. В то же время семейный психолог по имени Вера очень обижена на свою маму. Ей хочется высказать свои обиды вслух, но сделать это невозможно: женщина давно умерла. Финал этой драмы вызвал у многих реакцию «Да ладно?!» — значит, тема задела за живое, а рваная ткань повествования никого не запутала.

На десерт мы увидели два смешных и милых фильма — «Про любовь» Вилены Лангер и «Наружка» Леонида Гардаша. В первой картине прозвучал монолог о женских прелестях, которые должна подчеркивать одежда (в роли чудаковатого портного — звезда сериала «Тайны следствия» Андрей Шарков). Выходило, что бывают ноги нормальные, а бывают толчковые (героиня занималась спортом), и «плохо, когда ноги разные у одной девушки», груди нет, да и бедер тоже. Для молодой семьи пошив у портного нарядного платья оборачивается настоящим испытанием на прочность чувств.

А в картине «Наружка» мы видим неприкрытую сатиру на деятельность активистов «СтопХама», которые своим вмешательством спутали все карты сотрудникам полиции. Когда фестиваль закончился (а было уже полдвенадцатого ночи, и все «случайные» зрители отсеялись), каждый желающий смог проголосовать за понравившуюся работу светом фонарика или телефона. По итогам народного голосования в конце августа будет отобран фильм-победитель.

Елена Кочева, «Площадь Свободы»
ekocheva@yandex.ru

Всероссийиский кинофестиваль уличного кино

фото: «Площадь Свободы»

фото: из открытых источников