Маршрутки Тольятти возобновили работу в прежнем режиме, а многотысячная армия льготников готова разделиться на два лагеря.
До конца минувшей недели власти Тольятти, включая депутатов гордумы и полицию, обещали навести порядок на коммерческом транспорте. С этой целью парламентарии планировали провести экстренное рабочее совещание, а глава УМВД России по г. Тольятти встречался с владельцами маршруток. Более того, на аппаратном совещании 21 марта мэр Сергей Андреев заявил: три частных компании-перевозчика со дня на день получат уведомления о расторжении договоров по обслуживанию тольяттинской маршрутной сети. От карательных мер чиновники, впрочем, отказались, так как решить вопрос удалось миром.
Вернулись на прежние рельсы
Весь сыр-бор случился после того, как с 14 марта альтернативщики перестали принимать у льготников социальные карты жителя Самарской области, транспортные карты учащегося и студента, и начали собирать по 10 рублей за поездку при предъявлении пенсионного удостоверения. Свою позицию коммерсанты обосновывали решением апелляционной инстанции самарского арбитражного суда, которая, по убеждению перевозчиков, наделила их правом не предоставлять пассажирам никаких льгот в маршрутках. И только по своей доброй воле владельцы транспортных компаний расщедрились и разрешили некоторым категориям граждан ездить за 10 рублей. И пассажиры должны были быть довольны: суд-то, как считали маршрутчики, разрешил им отказаться от любых скидок по оплате проезда.
Впрочем, уже в прошлый четверг, 24 марта, объявления о 10-рублевом проезде из салонов коммерческих автобусов исчезли. Вместо них стали возвращаться бумажки с информацией, что к оплате принимаются социальные карты жителя Самарской области, транспортные карты студента и учащегося. В общем, все вернулось на круги своя. В чем 28 марта убедились корреспонденты «Площадь СВОБОДЫ», принимавшие участие в проверках, организованных специалистами мэрии.
Как рассказал журналистам руководитель управления транспорта департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти Юрий Кушнин, с самого утра сотрудники ведомства негласно ездили в качестве пассажиров в маршрутках и следили, как водители реагируют на предъявляемые им социальные карты, карты студента и учащегося. Впрочем, компании-перевозчики, скорее всего, были об этом предупреждены. Так что вряд ли проверяющие зафиксировали хоть какие-то вопиющие нарушения.
В таком же режиме заблаговременного оповещения проводился и другой параллельный рейд с участием журналистов, во время которого специалисты управления транспорта встречали на остановках автобусы, заглядывали в салон и интересовались, все ли в порядке, принимаются ли к оплате социальные карты и т.д.
Предупрежден — значит вооружен
И все, разумеется, было в полном ажуре! Водители отличались 28 марта вежливостью, некоторые даже демонстрировали наличествующие у них валидаторы. А один из рулевых, которого проверяющие «подкараулили» на остановке «Рябинушка», вообще проявил неслыханную щедрость и выпустил пассажирок-пенсионерок бесплатно, хотя те, не имея социальных карт, настойчиво протягивали ему пенсионные удостоверения и 10-рублевые монетки. Но разве могли водители вести себя иначе? Под прицелом телекамер и приглядом руководства управления транспорта на остановках их поджидали владельцы и директора коммерческих компаний-перевозчиков, которые чуть ли не на дорогу готовы были выскочить, лишь бы подчиненные вовремя заметили «засаду» и сделали все как надо.
Кто кому должен
В общем, проверка, как и следовало ожидать, нарушений со стороны коммерсантов не выявила. Как будет работать система дальше и надолго ли хватит запаса вежливости и терпения у водителей — посмотрим. Ведь официально владельцы маршрутов, участвовавшие в рейде, сложившуюся в Тольятти ситуацию с перевозкой льготников комментировать наотрез отказались. А вот неофициально говорят: те, кто закупил валидаторы и подписал с областными властями соглашения о компенсации расходов за перевозку льготников, выплат не видят.
По утверждению директора одной из частных транспортных компаний, с которым поговорила «Площадь СВОБОДЫ», по состоянию на середину марта регион худо-бедно рассчитался с ними только за второй квартал 2015 года. В следующие полгода из бюджета Самарской области не поступило ни рубля. А пора бы и первый квартал 2016 года закрывать! Вот и считайте: девять месяцев коммерческая компания честно возит льготников себе в убыток. А региональные чиновники кормят перевозчика завтраками.
Одни довольны, другие нет
Не все однозначно и с 10-рублевым проездом. В день проверки, 28 марта, водители маршруток возили льготников и по социальным картам, и по пенсионному за 10 рублей. Как пояснил Юрий Кушнин, право устанавливать дополнительные льготы у коммерсантов никто не отбирал. Следовательно, на все — воля перевозчика. Захотят — будут возить за червонец по пенсионному, захотят — нет. Для мэрии главное, чтобы денег не брали с пассажиров с социальными картами, картами учащегося и студента. Но позицию частных транспортных компаний по этому вопросу выяснить пока не удается. Их владельцы во время рейда ни на один вопрос журналистов не ответили.
Тем временем у медали появилась обратная сторона. Как стало нам известно, в начале прошлой недели в департамент дорожного хозяйства и транспорта поступила коллективная благодарность пенсионеров г.о. Тольятти, которые сказали чиновникам спасибо, что те установили для них в маршрутках 10-рублевый проезд. И пускай льготу ввели не чиновники, а коммерсанты, для людей это не столь важно. Главное — многие пассажиры, не имея социальных карт, встретили 10-рублевую инициативу с удовольствием.
Подтверждение этому — шквал звонков, который обрушился на управление транспорта в четверг, когда маршрутки вернулись на прежний режим работы. Из 104 обращений, поступивших 24 марта в ведомство, всего 4 жалобы касались отказа водителей принимать социальные карты, а остальные 100 звонивших пожаловались, что их лишили возможности ездить по пенсионному за 10 рублей.
Одним словом, беда пришла откуда не ждали. Похоже, что многотысячная армия тольяттинских льготников теперь разобьется на два фронта: одни будут ратовать за проезд по социальным картам, другие — за 10 рублей по пенсионному. А мэрии и перевозчикам, судя по всему, опять придется договариваться, как настроить транспортную систему так, чтобы всем было выгодно, удобно и хорошо…
Наша справка
Подтверди оплату чеком
Право на льготный проезд предоставляется пассажиру при предъявлении: социальной карты жителя Самарской области (пополнение — 270 руб.), карта учащегося (пополнение — 600 руб.), карта студента (пополнение — 840 руб.).
Поскольку не все маршруты коммерческого транспорта оборудованы считывающими устройствами — валидаторами, льгота предоставляется при наличии у пассажира чека, подтверждающего факт пополнения социальной, ученической или студенческой карты на очередной календарный месяц.
По информации компаний-перевозчиков, бюджет Самарской области задолжал им компенсации за перевозку льготных категорий граждан Тольятти за III и IV квартал 2015 года.
Мнение
Сергей Андреев, мэр г.о. Тольятти:
— Ранее у нас было намерение расторгнуть контракты с тремя компаниями, которые отказывались перевозить граждан по социальным картам. Но мы в этом плане не кровожадные. Наша задача — не расторгнуть договор, а сделать так, чтобы все его исполняли. Теперь эти три компании и все остальные коммерческие перевозчики начали строго соблюдать условия договора. Мы благодарны руководству полиции, которое общалось с несколькими руководителями частных транспортных компаний. Если будут обращения горожан, которым отказали в перевозке по социальной карте, готова реагировать на них и наша городская прокуратура. Думаю, что в совокупности все эти факторы позволили нам вернуть ситуацию к состоянию, в котором она была в 2015 году. Мы вместе со всеми перевозчиками пришли к единому мнению. Если у человека есть активная социальная карта и он пополняет ее на 270 рублей в месяц, то перевозка по этой социальной карте осуществляется.
Юлия Романенко, Площадь СВОБОДЫ
roma-jul@yandex.ru