Денег вы не получите

Новости Тольятти augustnews.ru

В Тольятти возник необычный прецедент. Жительница города Татьяна Климанова судится с отделом судебных приставов Автозаводского района, обвиняя работников ФССП в бездействии.

По словам Татьяны, с 2004 года судебные приставы 11 лет «работали» по взысканию алиментов с ее бывшего мужа, Андрея Дугина. Но за все эти годы так и не взыскали ни копейки. В 2014 году Татьяна выяснила, что ее муж умер в 2010 году, о чем позже сообщила приставам. Только после этого дело о взыскании было закрыто. Таким образом, выходит, что приставы несколько лет искали покойника.

С учетом того, что данные о смерти должника все эти годы находились в загсе, Климанова сильно сомневается в том, что судебные приставы вообще проводили хоть какую-то работу по ее делу. Но обо всем по порядку.

За что приставам платят зарплату?

«С Дугиным Андреем Александровичем мы поженились еще в 1999 году (на фото), а в марте 2004 года я с ним развелась и отнесла судебным приставам Автозаводского района приказ о взыскании с него алиментов на содержание нашего общего ребенка, – рассказывает Татьяна. – В 2004 году Лизе было пять лет, сейчас уже семнадцать… Все эти годы я поднимала девочку сама, обивая пороги отдела судебных приставов и надеясь на то, что с бывшего мужа хоть что-то взыщут.

Судебные приставы, а их по моему производству сменилось несколько, всякий раз говорили, что работают. Но результатов этой работы я не видела. Один из примеров: в 2008 году у моей дочери резко упало зрение – со 100% до -4 (близорукость), девочке требовалось срочное лечение, а медицина у нас не бесплатная. Я приехала к приставу за справкой и советом, что мне делать.

Пристав предложила написать заявление на розыск. Я написала, отнесла его в отдел дознавателей и в канцелярию. Ждала почти год. Так и не дождавшись звонка, приехала узнать о результатах розыска должника. Мне говорят: «Раз вам не ответили, значит, ваше заявление в работе… » Так прошло еще несколько лет. В конце концов, в 2014 году я через социальные сети нашла дочь бывшего мужа и его фото с подписью «Помним, любим».

Дочь рассказала, что папа умер в феврале 2010 года (опухоль головного мозга). Мы были в полнейшем шоке. Разыскали его могилу, взяли в загсе Автозаводского района свидетельство о смерти. Получается, что человека много лет нет в живых, а приставы делают вид, что ищут его. Они получают зарплаты с наших налогов, а наши права не защищаются. Неужели я должна выполнять работу за судебных приставов? По их вине мой ребенок был лишен положенного ему материального обеспечения».

«Хорошая новость» с того света

«Самое интересное, что в феврале 2014 года, после того как я получила свидетельство о смерти бывшего мужа, я пошла в отдел судебных приставов, – Продолжает Татьяна, – И пристав, которая занималась моим делом, мне говорит: «У меня для вас хорошая новость. Буквально недавно ваш бывший муж приходил к нам в отдел».

У меня просто дар речи пропал. Для чего приставам говорить, что мой муж у них был, я не понимаю. Может, для того, чтобы я отстала от них. Другого варианта я не вижу, потому что государственные служащие позволяют себе такое, чего я бы никогда себе не позволила.

Вообще «работа» приставов началась только после 2013 года, когда я обратилась с жалобой на них в прокуратуру. Ответ меня поразил. Прокуратура сообщала, что исполнительное производство в отношении Дугина было окончено в том же году, что и начато, – в 2004-м, и документ о взыскании алиментов был направлен по месту работы должника. Там же было указано, что обращений или жалоб от меня в отдел не поступало.

После этого я написала жалобу в Генеральную прокуратуру. Моему удивлению не было предела, когда после этого я пришла в отдел судебных пристав, и там мне было заявлено: «У вас спортивный интерес. Вы же понимаете, что его никто не найдет и денег вы не получите». А я все равно не понимаю, как это человека не найти, если он живет в Тольятти, и у него долг 900 тысяч рублей. Зато когда у человека штраф 500 рублей по линии ГИБДД, его сразу находят».

Судья один – решения разные

В итоге, по словам Татьяны, в 2015 году исполнительное производство было закрыто, а она обратилась в районный суд для признания бездействия отдела судебных приставов. Первая инстанция установила, что за все 11 лет судебный пристав выполнил одно-единственное действие – в 2004 году направил некий запрос, после чего никакой работы не производилось.
В то же время было установлено наличие множества обращений истицы в отдел ФССП – на основании выдачи отделом справок о невыдаче алиментов. На основании этого суд признал незаконными действия судебных приставов ОСП Автозаводского района во главе с начальником Рамилем Давлетовым, который не смог организовать работу своих подчиненных для защиты законных интересов граждан.

Это решение отдел обжаловал в порядке апелляции, после чего оно было пересмотрено в первой инстанции, и на этот раз с прямо противоположным результатом – в пользу ФССП. При этом интересно, что оба вердикта – «за» и «против» – вынес с разницей в год один и тот же судья – Владимир Закиров. Во второй раз суд обнаружил данные о работе приставов, а также нарушения в действиях истицы – она якобы пропустила срок исковой давности.

Кроме того, выступивший в суде бывший начальник ОСП Рамиль Давлетов сообщил, что истица на прием к нему не приходила (сама женщина утверждает, что неоднократно пыталась попасть к нему на прием, но это нереально: то «начальник уехал», то «еще не приехал», то «в отпуске»).

В итоге истице было отказано. Татьяна обжаловала решение суда в областном суде, где не так давно, 18 ноября, решение первой инстанции было оставлено в силе. Но жительница Тольятти не успокоилась и обжалует решение суда дальше. «Я не понимаю, как приставы могли работать, если человек был мертв, а приставы не знали об этом, – говорит женщина. – Суд также поставил мне в вину тот факт, что я узнала о смерти мужа, но сообщила об этом судебному приставу не сразу, а через некоторое время. Это какой-то абсурд! А что делали приставы?»

Ирина Амеличкина, начальник отдела судебных приставов Автозаводского района №1 г. Тольятти:

— В соответствии со ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» законодательством не предусмотрены сроки прекращения исполнительного производства по причине смерти должника. Хотелось бы также сообщить, что должник Дугин Андрей Александрович 1967 г.р не получал паспорт гражданина РФ, а жил по паспорту СССР, поэтому возможности отследить его у приставов не было.

Гражданство РФ Дугину было присвоено лишь посмертно. О работе судебных приставов могу сообщить следующее. 30.04.2004 г. было возбуждено исполнительное производство о взыскании алиментов с Дугина. По запросам ОСП расчетные счета, принадлежащие Дугину, выявлены не были, из ФНС поступил ответ об отсутствии сведений о Дугине А.А. Пристав неоднократно выходил по адресу, указанному в судебном приказе, по ул. Дзержинского, 79, но хозяйка квартиры поясняла, что Дугин здесь не проживал.

Взыскатель Климанова (Дугина) неоднократно обращалась в ОСП для получения «нулевых справок» для последующего оформления льгот (по оплате коммунальных услуг и получения детского пособия). Судебный пристав неоднократно обращался к взыскателю с предложением объявления в розыск Дугина. Обращаясь в ОСП 27.02.2014 г., Климанова не сообщила приставу Тимохиной Т.Н. о смерти должника Дугина, так же, как и ранее, при подаче заявления о принудительном взыскании алиментов, не сообщала о проблемах должника с паспортом и гражданством РФ.

«Площадь Свободы»

фото: Площадь Свободы