Дальше будет хуже

Новый учебный год для тольяттинских школ начался с сокращения финансирования.

Вопрос сокращения финансирования образования стал самым обсуждаемым в сентябре. Педагоги, директора школ, родители, депутаты городской думы – все озабочены одной проблемой. Из-за экономического кризиса расходы на социалку тают, городской бюджет трещит по швам, дыра в нем очень большая – чуть ли не полтора миллиарда рублей. В родительской среде ходит много слухов: закроют часть кружков, так как сократят многих педагогов дополнительного образования, ремонт школ ляжет на плечи родителей, продленка превратится в дорогую платную услугу, в старших классах уберут профильное углубленное изучение предметов.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, мы обратились к председателю комиссии по социальным вопросам городской думы, директору школы № 93 Александру Родионову. По словам Александра Геннадьевича, мэрия внесла предложения по изменению бюджета, предполагается корректировка в сторону уменьшения социальных расходов на сумму порядка 600 миллионов. На самом деле, похоже, цифра гораздо больше. А поскольку денег нет, придется оптимизироваться – причем во всех сферах, не только в социальной. В преддверии предстоящей работы прошло расширенное заседание комиссии по социальной политике городской думы с участием практически всех депутатов. Ведь в каждом округе Тольятти есть учреждения дополнительного образования, которые встревожены ситуацией. Любая оптимизация – сокращение, болезненный процесс, поэтому после первого слушания на 5 октября запланировано очередное совещание.

Как считает Александр Родионов, в целом мэрия не ставит задачу снижения охвата школьников кружковой работой, сокращения программ дополнительного образования. Просто работники муниципалитета анализируют занятость детей, смотрят условия и объемы предоставляемых услуг. Здесь, по мнению специалистов департамента образования, много вопросов. Например, один и тот же ребенок одновременно числится в спортивной, музыкальной школах и в двух-трех кружках. Проведя сверку баз данных, специалисты мэрии выявили случаи, когда некоторые школьники якобы получают до семи-восьми услуг дополнительного образования. Поскольку такая активность просто-напросто невозможна, скорее всего, есть какие-то приписки, которые надо выявить и тем самым устранить расходы на несуществующих учеников.

По оценкам специалистов, на сегодняшний день в каждом учреждении дополнительного образования сокращение финансирования составит от 10 до 50 процентов. Планируется, что учреждения дополнительного образования однопрофильного типа будут объединяться. Трудно сказать, как именно это будет происходить, никаких документов пока нет. Но всем известно, что подобный процесс среди общеобразовательных школ города идет уже не первый год.

Кроме того, мэрия предложила так организовать взаимодействие учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ, чтобы за счет финансирования уроков внеурочной деятельности компенсировать потери от оптимизации учреждений дополнительного образования. К чему приведет такой подход – большой вопрос. Ведь, по словам Александра Родионова, каждый руководитель просто-напросто обязан обеспечить нагрузку именно педагогам своего коллектива. Обязанность эта обусловлена майскими указами президента о средней зарплате в сфере образования. Эта рамка держит в заложниках всех, начиная от губернатора и заканчивая директором школы.

Вспомним: согласно майским указам, последовавшим за инаугурацией Владимира Путина в 2012 году, зарплата учителей должна равняться средней по региону и не опускаться ниже этой планки. Поскольку президент неоднократно заявлял, что за неисполнение этих требований грозит «публичная политическая персональная ответственность», администрация президента проводит постоянный мониторинг выполнения указов. В связи с кризисом руководители учреждений образования оказались между молотом и наковальней – с одной стороны, есть указ, который надо выполнять. С другой стороны, идет сокращение финансирования.

– Александр Геннадьевич, в сложившейся ситуации возможно ли привлечь бизнес в сферу дополнительного образования? – спросила я у собеседника.

– Пока таких инициатив мы в городе особо не видим. В рамках внеурочной деятельности АВТОВАЗ оплачивает нам несколько кружков технической направленности. Возможно, надо в рамках стратегического совета директоров образовательных учреждений нашего города обсудить эту проблему и помочь задействовать детей во внеурочное время. Думаю, такие люди есть, просто нет организующего начала.

– По времени оптимизация учреждений дополнительного образования сколько займет?

– Трудно сказать, сейчас все меняется, многое зависит от состояния экономики и городского бюджета. А поскольку дефицит в нем внушительный, не надо испытывать иллюзий, все равно придется резать по живому. Второй вопрос – как провести сокращения. Чтобы процесс оптимизации учреждений дополнительного образования шел максимально объективно, открыто и гласно, в состав специально созданной комиссии вошли восемь депутатов. Процесс начался, в самое короткое время (до 15 октября) директорам учреждений дополнительного образования надо дать свои предложения по оптимизации. В новый финансовый год будем входить уже при оптимизированной системе.

– Что вы можете сказать о финансировании ремонта школ – капитального и текущего? Суммы, по информации департамента образования, сокращены в два раза.

– Капитальный ремонт образовательных учреждений финансировался за счет областных средств, и в этом году их вроде бы не было выделено совсем. Прогнозы на следующий год делать сложно. Даже министр образования сегодня на вопрос о финансировании капремонта не ответит, это будет ясно только после принятия окончательной редакции областного бюджета. Ремонтные работы финансируются только при наличии предписаний надзорных органов. Сегодня сокращено колоссальное количество статей, финансируется только коммуналка, и то будет сокращение на десять процентов. Предлагается часть расходов на коммунальные услуги финансировать за счет внебюджетных средств. Кроме коммуналки финансируются предписания надзорных органов, например, создание безбарьерной среды (чтобы школу смогли посещать дети-инвалиды), питание, заработная плата учителей.

– В старших классах действительно отменяется профильное углубленное изучение отдельных предметов?

– Да, несколько лет мы переходили на профильное образование, готовили учебно-методические комплексы, набирали по четыре класса параллели в 10-11 классах, составляли индивидуальные учебные траектории. В сентябре 2015-го из областного финансирования это тоже в одночасье убрали, профили сохранили только для 10-х, 11-х классов. К декабрю должны выработать новый подход к финансированию профильного и углубленного образования. Все это скажется на зарплате каждого конкретного педагога.

– Продленку в этом году сделали платной услугой. Насколько она будет доступной для родителей?

– В связи с изменениями законодательства 3 сентября мы получили подтверждение о том, что муниципалитет перестает финансировать продленку. Мы рассчитывали, что это произойдет только в январе, поэтому оказались в непростой ситуации. Во многих школах есть учитель для группы продленного дня, а денег на его зарплату не выделяют. Если он принимает решение на сокращение, мы почти полгода вынуждены его датировать. В тех школах, где продленку вели совместители, все проще. В департаменте экономики мэрии сейчас идет согласование размера родительской платы за продленку, возможно, четыре-шесть рублей в час. Казалось бы, приемлемая сумма, но с учетом того, что сейчас происходит на рынке труда, думаю, любая копейка у родителей школьников будет на счету. Мы у себя провели мониторинг, результаты которого показали: потребность в группе продленного дня очень высокая.

Других изменений в финансировании образования, как уточнил собеседник, не будет до декабря. Что ждет нас в следующем году, будет понятно после принятия областного бюджета.

Кстати:

Как рассказала журналистам руководитель департамента образования Татьяна Терлецкая, в этом году появились дополнительные средства из государственного бюджета, которыми можно будет обеспечить внеурочные часы. Так, дети будут до 15.00 находиться на внеурочных занятиях, а педагоги будут получать за эти работы дополнительные выплаты. Группа продленного дня как факт осталась, она так же, как и раньше, действует с трех часов до 18.00, но уже будет оплачиваться дополнительно, за счет средств родителей.

пустой класс

фото: www.yerkramas.org

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников