Cовременная мораль построена на корысти и греховности

Три века назад была написана книга, потребовавшая от ее составителя – святителя Дмитрия Ростовского – более 20 лет напряженных трудов. Называется она «Четьи минеи» – сегодня большинство даже не поймет, что это за название, о чем речь. А когда-то книга «Жития святых» находилась в каждом доме, в каждой семье. Ее читали вслух, по ней учились читать, она являлась нравственным кодексом и моральным ориентиром для православного народа.

Александр Пушкин называл «Жития» «неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника». Содержание книги использовали как исторический источник Татищев, Карамзин. В «Четьих минеях» жития святых изложены на каждый день по месяцам – удобно и полезно для осмысления себя, своих поступков и отношения к жизни. Это непрестанная череда духовных подвигов, подвижничества и стойкости. Вот откуда черпал русский человек свою веру и силу, пока в XIX веке интеллигентское вольнодумство и безбожие не подвели Россию к безумию отрицания всего и вся.

Советская власть в рамках государственного атеизма сумела прежде всего восстановить у молодежи веру в будущее, преданность идее, хотя и без Бога. И подвиг Зои Космодемьянской буквально повторил стоицизм и непоколебимость первых христиан, переносивших невиданные муки. Да и пионеры-герои и молодогвардейцы вряд ли читали «Жития святых», но воспитывались в нестяжательстве и бескорыстной преданности товарищам и своей стране. Сегодня это уже, боюсь, практически невозможно, поскольку современная мораль построена на корысти и греховности. Однако читать о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников необходимо. Начало их подвигов и страданий описал святой евангелист Лука в «Деяниях апостолов».

Твердость и непоколебимость первых христиан-мучеников, то, как мужественно они шли на смерть, потрясает. Причем все это подлинные события, записанные особыми писцами при христианских церквях. Они фиксировали все, что происходило в темницах и судилищах во время гонений на христиан. Эти записи известны под названием мученических актов.
Гонения на христиан были при 10 римских императорах: от Нерона (I век н. э.) до Диоклетиана (IV  век н. э.). При Константине Великом, утвердившим христианскую церковь господствующей в государстве, все записи и повествования о мучениках были собраны в единый сборник. В окончательном же виде, с переводом на современный язык повествования оформились к X веку. К этому времени, в 957 году в Константинополе приняла святое крещение первая русская христианка – великая княгиня Ольга. А в 988 году ее сын князь Владимир будет крестить Русь.

С появлением славянской письменности был сделан и славянский перевод «Четьих миней». С возрастанием влияния русской церкви постепенно умножались и жизнеописания русских святых, начиная со святых князей Бориса и Глеба. Можно было бы назвать многих составителей житий святых, но невозможно не упомянуть святителя Дмитрия Ростовского, представляющего целую эпоху в русской агиографии. В моей библиотеке есть его 12 томов, их я читаю ежедневно, как положено каждому православному человеку.

Дмитрий в ранней молодости принял монашество. Даровитый и необыкновенно трудолюбивый, он, занимаясь самообразованием, развивал свои прекрасные способности. Когда к нему обратились с предложением написать «Жития», он был уже известным проповедником.

Кстати, в этом году 330 лет как Киевская митрополия окончательно подчинилась Московскому патриарху (интересно, это как-то отметят в связи с украинскими событиями?), который и взял под свой контроль составление «Житий», обеспечивая необходимыми книгами. На момент окончания первой четверти «Миней» церковь возглавил последний патриарх Адриан. Через 10 лет Петр I упразднил патриаршество.

Многое в деяниях царя удивляет ученых-историков. Не случайно есть среди них сторонники мифа, что Петра I, когда тот находился в длительной командировке в Европе, подменили. Он стал выше (подрасти мог), изменились черты лица и характера (ну, повзрослел), но куда делась явная родинка на левой щеке? В общем, пусть гадают, но его действия против русских традиций, против православной церкви на самом деле вызывают вопросы. Хотя объяснения на то есть: его отец поддержал церковные реформы Никона. Церковь пережила страшные потрясения и раскол.

Не случайно святитель Дмитрий, когда получил в управление Ростовскую митрополию, нашел в ней великие «нестроения». Сам во всем являясь образцом благочестия, старался искоренить в людях всякого звания злые нравы, зависть, неправду и другие пороки. Особенно огорчало святителя духовенство – своим невежеством и пренебрежением к проповедыванию Слова Божия. У многих из духовных лиц святитель не находил и доброго нравственного воспитания. Священники плохо знали свои обязанности, нарушали тайну исповеди. К несчастью, так всегда бывает после долгих гонений на церковь. А у русской православной церкви их будет еще немало: при Екатерине II и далее, вплоть до конца XX века. Святой Дмитрий осознавал, как важен пример стойкости любым гонениям и торопился закончить работу над «Четьими минеями».

Древние христиане при чтении житий святых главную цель видели в их нравственно-назидательной пользе. Высокие образцы терпения, преданности и любви к Богу помогали устоять против всяких угроз, гонений и всякого обольщения, а позже – от соблазнов мира. Вообще жития святых представляют богатую сокровищницу, из которой каждый может брать все, что нужно для духовной жизни.

Сергей Дьячков, почетный гражданин Тольятти
газета «Вольный город»

жития святых

фото: www.zyorna.ru

фото: из открытых источников